Тоби БЛЮМ-ДОБКИН
Пурим в Ландсберге (1946 г.)
Если Германия не победит,
еврейство отпразднует свой второй -
триумфальный Пурим на руинах Европы.
Адольф Гитлер. 30 января 1944 г.
В концлагере мы мечтали выжить
и быть свидетелями поражения
Гитлера.
Что может дать большее удовлетворение,
чем Пуримский карнавал именно в Ландсберге!
Там, где Гитлер написал “Майн Кампф”.
Борис Блюм,
бывший узник Майданека, № 114520
Сразу после Второй мировой войны в Европе
возникли уникальные еврейские общины. Срок их жизни был невелик, они быстро
исчезали. Это был “спасшийся остаток” европейского еврейства. Евреев размещали
в лагерях для перемещенных лиц. В них нашли временный приют люди разных
национальностей и конфессий, вырванные войной из родных мест. Больше всего
таких лагерей было в Американской оккупационной зоне Германии. Американская
армия снабжала их всем необходимым и помогала вернуться в довоенное жилье.
Но евреи, выжившие в концлагерях и вышедшие из укрытий, зачастую не желали
возвращаться в места, из которых были исторгнуты, - не хотелось им жить
среди соседей, по всей вероятности, сотрудничавших с нацистами. Да и те,
как показали погромы в послевоенной Польше, совсем не радовались возвращению
евреев. Потому еврейская “составляющая” лагерей для перемещенных лиц не
уменьшалась, в то время как нееврейское их население разъезжалось. В начале
1947 г. там было 175-200 тысяч евреев из России, Польши, других восточно-европейских
стран. Их будущее было неопределенным. Въезд в Палестину был заблокирован
Британией, эмиграция в США и страны Западной Европы сдерживалось квотами.
Лагеря были переполнены. Пища, поначалу была
скудной, но при помощи Джойнта, других еврейских организаций и частных
благотворителей снабжение улучшалось - стала доступной и кашерная пища.
Было введено религиозное обучение, выпускались газеты, проводились выборы.
В лагерях были организованы школы, мастерские, спортивные клубы, театральные
группы. Кибуцы готовили молодежь к жизни в Палестине.
Большинство “спасшегося остатка” весной 1946
г. испытывало противоречивые чувства: с одной стороны, радость от сознания,
что остались живы, с другой, - разочарование от невозможности покинуть
Германию. Пурим, празднование которого традиционно бывало очень шумным
и включало в себя мотивы радости, упоения победы над заклятым врагом и
скорби по утратам, очень соответствовал настроению “спасшегося остатка”.
Да и место празднования, о котором идет речь, - яркого, веселого, изобретательного,
- было очень значимым для евреев. Баварский городок Ландсберг был ареной
важных событий в предшествующие десятилетия. В 1924 г. в местной тюрьме
Адольф Гитлер написал свою печально знаменитую “Майн Кампф”, до краев наполненную
ненавистью. В годы войны Ландсберг был местом дислокации воинских соединений
вермахта. В окрестностях его находились концлагеря. По окончании войны
казармы вермахта были предоставлены лагерю для перемещенных лиц, почти
исключительно - евреев. В разное время их количество оценивалось от 4,5
до 7,5 тысяч. В лагере царил дух штетла: многочисленные еврейские учреждения,
встреча Субботы, кашерная пища, молитвы. Но школы были заполнены сиротами,
а учили их люди, потерявшие собственных детей. На улицах, в кафе, в мастерских
не видно было ни слишком юных, ни слишком старых - ни те, ни другие не
пережили войну. Люди были ослаблены, семьи раздроблены. Это был город,
составленный из обломков разных городов, стоящий на земле, которую его
обитатели страстно хотели и имели все основания как можно скорее покинуть.
Идея пуримского карнавала в честь поражения
Гитлера оказалась исключительно удачной. Авторы ее видели в своем воображении
маски, костюмы, театрализованное представление с повешенным в финале Гитлером-Аманом;
они придумали призы за лучшее украшение дома, окна и т.д. Но они не могли
даже вообразить, во что выльется карнавал, каких масштабов достигнет праздник.
15 марта 1946 г. в газете “Ландсбергер Лагер-цайтунг” появилось объявление:
“Все работники учреждений, школ, мастерских должны собраться в 1 час дня
на поле мототехники. В 1:30 карнавальное шествие направится к спортивному
полю. Там состоится футбольный матч в 2:30. В 6:00 на спортивном поле начнется
грандиозный праздник. Будет проведено символическое сожжение “Майн Кампф”.
В 1943 г. Гитлер заявил, что евреи никогда больше не будут праздновать
Пурим. Воскресенье покажет, друзья, что в городе, где Гитлер написал свою
главную книгу, евреи празднуют грандиозный Пурим поражения Гитлера!
Директор Карнавала Борис Блюм”.
Это объявление послужило искрой. Немедленно
вспыхнули десятки личных и групповых планов, затей, задумок. Каждый кибуц,
каждая школа, мастерская, каждый еврей - все готовили сюрпризы и делали
это в тайне от остальных. Придумывались значки, костюмы, плакаты, речи,
сценарии представлений, сочинялись и репетировались музыкальные номера,
строилась сцена, расписывались панно, шились костюмы. Все это требовало
больших усилий. “Нам пришла в голову идея, - вспоминает Борис Блюм, - гигантскими
буквами написать на крыше “Пурим 1946”. А крыша была длиной с квартал в
Нью-Йорке. Уж я не помню, сколько для этого требовалось краски. Мы обратились
в Комитет по делам беженцев при ООН, и они дали нам краску. Представьте,
маляр трудился над этой надписью целых два дня! Каждая буква была величиной
с этаж...”.
Главным объектом высмеивания на ландсбергском
Пуриме был Гитлер. Везде были подвешены Гитлеры, большие и малые, худые
и толстые, увешанные медалями и без них. Евреи вешали изображения Гитлера
за ноги, за голову, за живот. Было множество надгробных камней. “Здесь
лежит Гитлер, пусть его имя будет стерто из памяти людей”, - было написано
на них.
Не только обитатели лагеря, но и американские
солдаты были захвачены праздничным настроением. Газета писала, что Берек
Голд в костюме Гитлера произвел такое впечатление, что... “каждый рвался
посмотреть на него, сфотографировать его с разных точек. Американцы, смеясь,
говорили “О-кей”.
В назначенный час все двинулись к полю мототехники:
все виды транспортных средств, велосипеды, мотоциклы, тракторы, грузовики,
такси и даже лошади. И люди - с лозунгами, флагами, плакатами, картинками.
Обочины улиц были пусты! Зрителей не было - все были участниками парада.
Член кибуца “Бней Акива” Ямник, одетый в полосатую форму узника концлагеря,
прочел главу из “Мегилы”. Каждому это чтение напомнило картины прошлого,
родной дом, странствия, бедствия... “Доколе?!” - “Ад матай?!” Затем последовали
речи. Они закончились пением “Ха-Тиквы”. За официальной частью праздника
пошла импровизация - боксирование, дикая езда на мотоциклах, музыка (вспоминает
Ян Ханеман). Кульминацией дня было сожжение “Майн Кампф”. По традиции европейских
карнавалов в ландсбергском Пуриме было много пародий, шуток, переодеваний.
Евреи играли Гитлера, офицеров СС - это давало им ощущение власти над своими
бывшими преследователями. “Маскарадер” управлял действиями персонажа, которого
он изображал. Утрируя нацистское приветствие, он издевался над нацистами
и демонстрировал конец их власти. Когда же освобожденный еврей одевал полосатую
лагерную униформу, это было и знаком памяти тех, кто умер, не дожив...
Вообще же карнавал в Ландсберге являл собой
сложное двойное перевоплощение: нацисты были хорошо осведомлены об еврейских
праздниках, обрядах, ритуалах. В 1942 г. в Здунской Воле эсесовцы повесили
10 евреев на Пурим, садистски подменив ими 10 сыновей Амана. То есть “повешение”
Гитлера в Ландсберге было не только параллелью казни Амана, но и инверсией
нацистского истребления евреев, в свою очередь, - зверского обращения повешения
Амана и его сыновей.
Франя Блюм вспоминает о Пуриме в Ландсберге:
“... это были похороны Гитлера. Мы знали, что он мертв, но не видели трупа,
не знали где он похоронен. Здесь мы имитировали и его казнь, и похороны”.
А вот слова Бориса Блюма: “Человек мог забыть детали своего освобождения,
если в тот день он был в истерическом состоянии или сильно ослаблен. Но
здесь и сейчас, в день Пурима, он осознавал - впервые! - что он свободен.
Многие говорили: ущипните меня, я не могу поверить, что это правда!”. Это
был первый настоящий Пурим после освобождения. И хотя прошли уже другие
еврейские праздники, ни один из них не ассоциировался с таким бурным весельем,
спонтанностью, возбуждением, опьянением радостью. Опьянением? Спиртного
было очень немного - не было нужды в искусственных опьяняющих средствах.
Этот праздник был первым громогласным “Ура!”, которое прокричали после
освобождения все обитатели лагеря - недавние смертники, точкой перелома
в их настроении от отчаяния и скорби - к надежде, днем рождения к новой
жизни.
Сокращенный перевод Е.Ш.
Сайт создан в системе
uCoz