Диаспоры в XIX веке
На рубеже XX и XXI веков начал выходить новый
научный журнал “Диаспоры”. Это уже вторая попытка такого издания -
первая, предпринятая в начале 1990-х годов, была неудачной. Первый номер
этого издания был посвящен еврейской диаспоре. А дальше - каждые полгода
мы сможем знакомиться с самыми разными диаспорами. Ближайшие номера будут
посвящены - русской, кавказской, китайской диаспорам. Выпущенный из печати
номер интересен и тем, что, поскольку он первый, в нем ведется обсуждение
терминологических проблем. Историк Виктор Дятлов (он же главный редактор
журнала) и лингвист Александр Милитарев с разных сторон рассматривают термины
“диаспора”, “изгнание”, “галут” и пр.
Круг явлений, описываемых понятием “диаспора”
(др. греч. - “рассеяние”), в наши дни необычайно широк. Этому способствовали
развал советской системы, распад Югославии, резкое увеличение миграционной
подвижности населения. А ведь в старых энциклопедических словарях - Брокгауза
и Ефрона, Граната - вообще нет соответствующих статей. В энциклопедии “Британика”
рассматривается только еврейская диаспора - она действительно самая древняя.
Рассеяние евреев началось более двух с половиной тысяч лет назад. Армянское
и цыганское рассеяние, миграции китайцев в страны юго-западной Азии и индийцев
в Африку - эти явления многое объединяет. Но есть и различия. Диаспора
- это и группа людей, которые “принадлежат этнической или религиозной общности,
рассеянной на территории, компактно заселенной другой этнической или религиозной
общностью”. Так определил это понятие в начале 1990-х годов И.М.Дьяконов,
добавив, что у групп, живущих в рассеянии, и основной общности, оставшейся
в национальном очаге, должно сохраниться представление о единстве их национального
происхождения, предыстории и исторической судьбы. А.Милитарев не согласен
с этим определением. Его возражения очень интересны. В.Дятлов считает,
что определяющим должен быть факт наличия “национального очага” и характер
связи с ним такой группы, а также степень сохранения собственной идентичности.
В журнале есть концептуальные работы, такие, как
статья М.Членова “Еврейство в системе цивилизаций (постановка вопроса)”
и Н.Юхневой “Между традиционализмом и ассимиляцией (о феномене русского
еврейства)”. Очень интересен блок “краеведческих” статей цикла “Евреи в
Российской империи: жизнь за Чертой”. Все они посвящены жизни сибирских
евреев. И особенно интересна статья Виктории Романовой “Российские евреи
в Харбине”. В последней временные рамки сдвинуты в XX век. Первые евреи
прибыли в Манчжурию на строительство КВЖД в 1897 году. К маю 1949 года
там жили около 2 тысяч евреев. При общине существовал приют для престарелых,
бесплатная столовая (для всех бедных - без различия национальностей и вероисповеданий),
библиотека, амбулатория, больница, Талмуд-Тора, 2 синагоги и молитвенный
дом, беспроцентная ссудная касса, “Еврейский народный банк”. С образованием
КНР община стремительно сокращается. К началу 1958 года осталось 189 преимущественно
пожилых евреев, в начале 1960-х - 48. К этому времени все имущество общины
было национализировано. Евреи Харбина, в основном, эмигрировали в Израиль,
где в 1951 году основали землячество выходцев из Китая. Оно существует
и по сию пору. Его члены сохранили превосходный русский язык и приверженность
лучшим традициям российского дореволюционного еврейства.
Любопытна статья исследовательницы Евы-Марии Столберг
“Биробиджан: несбывшаяся мечта о еврейской родине”. В разделе “Евреи в
зеркале демографии” публикуется статья Марка Тольца “Евреи в России: век
демографических перемен” (почему-то на английском языке).
Будем надеяться, что и следующие номера этого
журнала окажутся не менее интересными.
Е.Ш.
Сайт создан в системе
uCoz