СУДЬБА ЕВРЕЙСКОГО МЕСТЕЧКА
Говорят, судьба всех “шететелех”, сгоревших в
огне Катастрофы, была одинаковой: согнали евреев - никто не сопротивлялся,
расстреляли, засыпали землей. И память быльем поросла, ибо вспомнить некому
- все погибли.
На самом же деле все было не совсем так - сопротивлялись
многие, каждый по-своему. И всех, к счастью, уничтожить не удалось - свидетели
остались.
Передо мной снимок: 38 уцелевших евреев местечка
Янова Калиновского района Винницкой области. 38 из 2100, живших перед войной
в этом местечке и еврейском колхозе “Хлебопашец”. И записи показаний свидетелей,
сделанные в 1977 году Басей Блехерман, чудом уцелевшей в кровавой бойне.
Пишу об этом, чтобы погибшие не остались в нашей
памяти безликой массой - у каждого было имя, лицо, и вели они себя по-разному,
как в жизни, так и на пороге смерти.
29 мая 1942 года в Янов вошел вооруженный до зубов
конный отряд фашистов-мадьяр. Им предстояла кровавая работа - уничтожить
более двух тысяч евреев местечка, в основном стариков, женщин, детей, ибо
многие мужчины были на фронте.
Уже 10 месяцев длилась оккупация. Евреев Янова
согнали в тесный квартал гетто. За десять месяцев бывшие соседи ограбили,
изнасиловали и убили многих обитателей гетто. Вот лишь несколько имен погибших
от рук полицаев и “мирных сельчан”: Мошка Абрамзон, Давид Дорф, Мошка Пинчевский,
Гецель и Шмуль Фильгурт, Зина Грунфайн, Фройда Шафир - это только те, о
ком мы знаем.
Согнанные в гетто, одинокие в большом мире, евреи
чувствовали, как над ними собираются тучи. Но никто и представить себе
не мог, что цель оккупантов и их сообщников - уничтожить всех: кузнецов
и хлеборобов, сапожников и печников, женщин, детей, старух. И вот - приказ:
покинуть гетто и без вещей собраться в конюшне колхоза “Хлебопашец”. Свист
пуль и нагаек - идет облава на тех, кто пытался скрыться.
30 мая 1942 года евреев выгнали из конюшни, построили
в колонну. Обессиленная голодом и болезнями, толпа двинулась, подгоняемая
пулями и плетками полицаев. За ней шли селяне-неевреи - попрощаться с соседями,
узнать, что с ними будет. Евреи шли, опустив головы, словно их превратили
в животных, отправляемых на убой. Женщины прижимали самое дорогое, за что
всегда были готовы заплатить жизнью - только бы остались живы они, их дети.
Хайка Скляр шла с дочерью, державшей на руках
внука. Дочь отстала. Мадьяр выхватил саблю и одним ударом отсек головы
матери и ребенка. Другой фашист сделал снимок - будет чем гордиться, когда
вернется к себе в Будапешт.
Бася Блехерман, узнав знакомую крестьянку, тайком
передала ей дочку. Та швырнула девочку обратно.
В полном молчании продолжали евреи смертный путь.
Дошли до Польского кладбища, завернули за глинище, увидели выкопанные ямы
и сразу поняли, что их ждет.
Из сотен глоток вырвался какой-то дикий, нечеловеческий
крик. Казалось, еще минута - и отчаявшиеся люди бросятся на своих мучителей,
будут кусать их, рвать за волосы.
Раздались выстрелы. Офицер заорал: “Замолчать!”.
Схватил за бороду благообразного еврея, видимо раввина: “А ну, успокой
их!”. Раввин заговорил о грехах, из-за которых они сейчас погибнут, но
уйдут на тот свет праведниками. Бася Блехерман недоумевает: “Мы слушали,
не понимая: за какие грехи гибнем мы, люди трудовые? За что погибнут наши
дети?!”.
Евреи замолчали. Но никто не встал на колени,
не просил о милости. Был дан приказ раздеться. Толпа не реагировала. Когда
фашисты стали выкалывать глаза непокорным, люди начали снимать с себя одежду.
Но не все - Клара Липовецкая и ее золовка стояли неподвижно, взглядами
выражая презрение к палачам. Так, стоящих, их и рассекли саблями. Остальных
расстреляли из пулеметов и автоматов.
Толпа редела - ямы наполнялись. Понадобились могильщики.
Фашистский офицер показал Янкелю Хлебопросу, как ровнять трупы. Янкель
выхватил из кармана бритву и перерезал офицеру горло. Янкеля рассекли саблей
надвое - офицер умер по дороге в госпиталь.
Так в этот день погибло около тысячи евреев. Пропитанная
кровью, над трупами еще долго шевелилась земля. К счастью, погибли не все.
Так, Песя Шац с ребенком ускользнула из-под носа охраны, весь день простояла
в Буге, а ночью Марина Ольхова помогла ей уйти в село Калибабинец, где
селяне ее укрыли.
Начался второй, последний акт кровавой трагедии.
Оккупанты и их пособники лютовали, выискивая оставшихся в живых евреев.
Расстрел второй тысячи походил на расстрел первой... И мое перо останавливается
- нет сил это описать.
Но и этими двумя большими расстрелами мадьяры
не ограничились. Из окрестных сел - Мизякова, Жигаловки, Пикова - привозили
по двое-трое скрывавшихся. Нескольких юношей обнаружили в погребе. Кузнеца
Янкеля Фурмана погнали босиком через лес, где он, по-видимому, и погиб.
Почти год спустя, в марте 1943 года, в Улановском
лесу высадился десант. И был в нем сын Янкеля, Шмуль. Но спасать в Янове
было некого - городок был “очищен от евреев”, по-немецки - “юден рейн”.
В 1944 году советские войска освободили и Янов.
Тех немногих яновцев, кто вошел с войсками в городок, встретила мертвая,
кладбищенская тишина. Как могло сердце выдержать это?
Еврейского Янова больше нет. Как нет и еврейского
колхоза “Хлебопашец”. И не хочется рассуждать на тему, могли ли яновцы
сопротивляться. Они погибли, но живут в нашей памяти. Их трагическая судьба
- как призыв: “Не забывайте нашей трагедии, чтобы Катастрофа не повторилась!”
Александр ХАРЬКОВСКИЙ
Сайт создан в системе
uCoz