ХРОНИКА ВИКТОРИАНСКОГО ЕВРЕЙСТВА

      Репринт книги Израэля Зангвилла “Дети гетто”, выпущенный британским издательством “Уэйн стейн юниверсити пресс”, стал первым англо-еврейским бестселлером. Книга впервые вышла в свет в 1892 году, но со временем стала недоступной для читателей. Лишь теперь этот выдающийся роман Израэля Зангвилла, рассказывающий о жизни британских евреев в викторианскую эпоху, переиздан и снабжен актуальным историческим предисловием, блестяще написанным Мери-Джейн Рочельсон.
      В конце XIX века еврейское “гетто”, сложившееся в лондонском Ист-Энде, привлекло внимание британской общественности и властей. Его “потогонные” мастерские, школы и бесплатные столовые для бедных подверглись тщательной проверке, в которой участвовали дотошные правительственные чиновники и журналисты. Именно тогда появилась книга “Дети гетто”, автор которой впервые подробно описал сложную сеть социальных, политических и религиозных учреждений “гетто”, взаимоотношения между его обитателями, их пристрастия и мечты.
     Роман Зангвилла, написанный с чисто диккенсовским размахом, скрупулезным вниманием к деталям и повествовательным мастерством, показывает английское еврейство в период глубочайших социально-религиозных перемен. Среди персонажей мы встречаем не только иммигрантов, но и филантропов и нуворишей из зажиточного Уэст-Энда, организаторов рабочих забастовок; тон повествования колеблется между сатирой и мягкой сентиментальностью.
     Зангвилл был известным журналистом и автором юмористических новелл. Он печатался в ведущих британских изданиях. Идея романа принадлежала, однако, не ему, а Еврейскому издательскому обществу Америки. Именно оно предложило Зангвиллу написать книгу о современной еврейской жизни.
     Сам автор не был иммигрантом. Он родился в Англии и получил университетское образование. Опыт преподавательской работы в еврейской “Свободной школе” в Ист-Энде помог ему точно выписать портреты представителей еврейского пролетариата.
      Некоторые критики видели в “Детях гетто” своеобразную тоску по еврейскому духу Ист-Энда, носителями которого могли быть лишь не испорченные массовой культурой и интеллектуальными излишествами люди. Но роман был написан в тот период, когда все слои английского еврейства подвергались сильнейшему давлению извне. В 80-е годы XIX века в Ист-Энде росли цены на аренду жилья, свирепствовала безработица, бурлило забастовочное движение. Одновременно росла неприязнь и открытая вражда к еврейским иммигрантам с Востока.
Заказчики хотели, чтобы Зангвилл изобразил иммигрантов покладистыми людьми, готовыми к превращению в лояльных британских граждан. Но получилось нечто иное. Автор привлек внимание читателей к теневой стороне “абсорбции”, к потерям и обидам своих героев.
      Такой взгляд был воспринят неоднозначно. Многим еврейским читателям не понравилось его сатирическое изображение вульгарных нравов в иммигрантской среде, узости мышления и интересов. Вопреки общему стремлению евреев предстать в благоприятном виде перед британской общественностью, убедить ее в своей сплоченности и прогрессивных намерениях, Зангвилл пошел на серьезный риск, изобразив конфликты между классами и поколениями, разрушавшими изнутри еврейскую общину.
      Будучи убежденным феминистом (со временем он решительно выступил за предоставление женщинам избирательного права), Зангвилл уделил особое внимание двум женским персонажам, чьи личные устремления вступают в открытый конфликт с еврейской традицией.
      Перед читателем разыгрывается семейная драма Ханы Джекобс, целеустремленной и скептически настроенной дочери раввина. Будучи разведенной, она не может выйти замуж за любимого человека, коэна по происхождению.
Другая героиня Эстер Энсел - дитя гетто, выросшая у приемных родителей, филантропов Уэст-Энда. Повзрослев, она написала сатирическую книгу о богатых английских евреях, глубоко обидев прозрачными намеками своих опекунов.
      Зангвилл считал, что ортодоксальный уклад жизни, привезенный восточноевропейскими иммигрантами, и мещанство среднего класса составляют две силы, которые отталкивают молодое поколение, “внуков гетто”, от их родителей.
“Дети гетто” стали первой книгой о новом еврейском самосознании. Ее динамизм проявился в правдивом изображении викторианского еврейства в период формирования их нового жизненного уклада. При всем своем авторском мастерстве автор так и не сумел ответить на главный животрепещущий вопрос: кто прав и к чему приведет конфликт взглядов и поколений?

Надя ВАЛЬДМАН,
“Джуиш кроникл”
Сайт создан в системе uCoz