ХРОНИКА ВИКТОРИАНСКОГО ЕВРЕЙСТВА
Репринт книги Израэля Зангвилла “Дети
гетто”, выпущенный британским издательством “Уэйн стейн юниверсити пресс”,
стал первым англо-еврейским бестселлером. Книга впервые вышла в свет в
1892 году, но со временем стала недоступной для читателей. Лишь теперь
этот выдающийся роман Израэля Зангвилла, рассказывающий о жизни британских
евреев в викторианскую эпоху, переиздан и снабжен актуальным историческим
предисловием, блестяще написанным Мери-Джейн Рочельсон.
В конце XIX века еврейское “гетто”,
сложившееся в лондонском Ист-Энде, привлекло внимание британской общественности
и властей. Его “потогонные” мастерские, школы и бесплатные столовые для
бедных подверглись тщательной проверке, в которой участвовали дотошные
правительственные чиновники и журналисты. Именно тогда появилась книга
“Дети гетто”, автор которой впервые подробно описал сложную сеть социальных,
политических и религиозных учреждений “гетто”, взаимоотношения между его
обитателями, их пристрастия и мечты.
Роман Зангвилла, написанный с чисто диккенсовским
размахом, скрупулезным вниманием к деталям и повествовательным мастерством,
показывает английское еврейство в период глубочайших социально-религиозных
перемен. Среди персонажей мы встречаем не только иммигрантов, но и филантропов
и нуворишей из зажиточного Уэст-Энда, организаторов рабочих забастовок;
тон повествования колеблется между сатирой и мягкой сентиментальностью.
Зангвилл был известным журналистом и автором юмористических
новелл. Он печатался в ведущих британских изданиях. Идея романа принадлежала,
однако, не ему, а Еврейскому издательскому обществу Америки. Именно оно
предложило Зангвиллу написать книгу о современной еврейской жизни.
Сам автор не был иммигрантом. Он родился в Англии
и получил университетское образование. Опыт преподавательской работы в
еврейской “Свободной школе” в Ист-Энде помог ему точно выписать портреты
представителей еврейского пролетариата.
Некоторые критики видели в “Детях гетто”
своеобразную тоску по еврейскому духу Ист-Энда, носителями которого могли
быть лишь не испорченные массовой культурой и интеллектуальными излишествами
люди. Но роман был написан в тот период, когда все слои английского еврейства
подвергались сильнейшему давлению извне. В 80-е годы XIX века в Ист-Энде
росли цены на аренду жилья, свирепствовала безработица, бурлило забастовочное
движение. Одновременно росла неприязнь и открытая вражда к еврейским иммигрантам
с Востока.
Заказчики хотели, чтобы Зангвилл изобразил иммигрантов покладистыми людьми,
готовыми к превращению в лояльных британских граждан. Но получилось нечто
иное. Автор привлек внимание читателей к теневой стороне “абсорбции”, к
потерям и обидам своих героев.
Такой взгляд был воспринят неоднозначно.
Многим еврейским читателям не понравилось его сатирическое изображение
вульгарных нравов в иммигрантской среде, узости мышления и интересов. Вопреки
общему стремлению евреев предстать в благоприятном виде перед британской
общественностью, убедить ее в своей сплоченности и прогрессивных намерениях,
Зангвилл пошел на серьезный риск, изобразив конфликты между классами и
поколениями, разрушавшими изнутри еврейскую общину.
Будучи убежденным феминистом (со временем
он решительно выступил за предоставление женщинам избирательного права),
Зангвилл уделил особое внимание двум женским персонажам, чьи личные устремления
вступают в открытый конфликт с еврейской традицией.
Перед читателем разыгрывается семейная драма
Ханы Джекобс, целеустремленной и скептически настроенной дочери раввина.
Будучи разведенной, она не может выйти замуж за любимого человека, коэна
по происхождению.
Другая героиня Эстер Энсел - дитя гетто, выросшая у приемных родителей,
филантропов Уэст-Энда. Повзрослев, она написала сатирическую книгу о богатых
английских евреях, глубоко обидев прозрачными намеками своих опекунов.
Зангвилл считал, что ортодоксальный уклад
жизни, привезенный восточноевропейскими иммигрантами, и мещанство среднего
класса составляют две силы, которые отталкивают молодое поколение, “внуков
гетто”, от их родителей.
“Дети гетто” стали первой книгой о новом еврейском самосознании. Ее динамизм
проявился в правдивом изображении викторианского еврейства в период формирования
их нового жизненного уклада. При всем своем авторском мастерстве автор
так и не сумел ответить на главный животрепещущий вопрос: кто прав и к
чему приведет конфликт взглядов и поколений?
Надя ВАЛЬДМАН,
“Джуиш кроникл”
Сайт создан в системе
uCoz