Еврейские школы в советском довоенном Петрограде-Ленинграде
История еврейской национальной школы в советском
Петрограде-Ленинграде насчитывает примерно 20 лет.
Советская национальная политика была ориентирована
на решение национального вопроса как части социально-классового, этой цели
служила и культурная политика советской власти. Поэтому вопрос о языке
еврейской школы выдвигался на первый план. В этих условиях выделялся идиш,
не отягощенный “идеологически неприемлемым клерикализмом и сионизмом” (?),
как иврит, а главное, широко распространенный в еврейских массах.
11 июля 1919 г. Наркомпрос РСФСР принял постановление
«О преподавании в еврейских школах языка «иврис» [так в тексте]. В пункте
первом сказано: «Признать, что язык «иврис» не является разговорным языком
еврейской народной массы, почему не может быть отнесен к языку национальных
меньшинств и в педагогическом отношении должен находиться в таком же положении,
как вообще иностранный язык, не являющийся разговорным языком народной
массы в пределах РСФСР».
Таким образом, иврит был исключен из светской
просветительной сферы РСФСР, а его место занял идиш. Официальная замена
языка преподавания вызвала закрытие еврейских религиозных и общинных школ,
изъятие книг на иврите из общедоступных библиотек. Изгнание иврита из еврейской
школы одновременно означало и отмену так называемой «еврейской традиции»
в школе, то есть национальных еврейских праздников, традиционной этнографии
и истории. Вместо них вводились новые, общесоветские революционные праздники,
общие выходные дни и др.
В Петрограде в конце 1917 - начале 1918
г. насчитывалось 7 светских еврейских школ и 6 хедеров. В 1918 г. Комиссариат
по национальным делам начал сам открывать школы (в их числе была
и одна еврейская), при этом часть старых школ была закрыта. С 1919 г. просвещение
«народов нерусского языка» в Петрограде была возложено на отдел национальных
меньшинств при Петроградском комиссариате народного просвещения. В отделе
была еврейская секция с тремя сотрудниками. В 1921 г. отдел национальных
школ был преобразован в Совет по просвещению национальных меньшинств (Совнацмен)
с сохранением в его составе еврейского национального бюро.
На 1 января 1920 г. в Петрограде насчитывалось
5 еврейских школ, при этом 4 - первой ступени, одна - двух степеней, то
есть средняя. В еврейских школах работали 52 учителя, учащихся было 561
чел., из них в средней школе - 169 чел. В тот же период работали 4 еврейских
детских сада со 134 детьми при 11 воспитателях, 2 интерната (детдома) со
153 детьми и 22 педагогами.
В начале 1921 г. в Петрограде действовали
2 еврейских школы I ст. (в том числе школа-интернат), одна школа двух ступеней,
2 самостоятельных детских интерната и 3 детских сада. На Васильевском острове
(10-я линия, 37) располагалась школа-интернат со 115 детьми и Дом ребенка
дошкольного возраста (26 детей); на Троицкой, 34 - вторая школа I ст. (138
учащихся); на ул. Декабристов, 42 - школа двух ступеней (216 учащихся I
ст. и 45 - II ст.). Интернаты находились на Театральной пл.,16 и на Троицкой
ул.,14; детские сады - в Дегтярном пер.,2, на ул. Декабристов,40 и во 2-й
Роте, 11. Число детдомов росло, и в следующем году их было 6 (498 детей
и 50 воспитателей). В этот период в петроградских детдомах находились около
300 детей из погромленных мест Украины.
В конце 20-х гг. в Ленинграде были 2 еврейские
школы с общим числом учащихся около 450 чел. В 1931 г. в Ленинграде работала
одна самостоятельная еврейская школа (СШ № 14, находившаяся в одном здании
с еврейским детдомом на 10-й линии Васильевского острова, 37), еврейское
отделение при «нацменских» классах в школе № 5, а также еврейская школа
в составе «33-го интернационального комбината», включавшего также немецкую
и польскую школы. В классах I ст. занятия велись на языке идиш, II ступень
была «коренизирована» лишь частично, но стояла задача завершить этот процесс.
Между тем еще в 1926 г. только 31 % еврейского населения Ленинграда признала
родным языком идиш.
В 1935 г. в Ленинграде работали 2 еврейские
школы - неполная средняя № 11 (В.О., 10-я линия, 37, заведующий З.А. Кисельгоф)
и полная средняя № 34 (Октябрьский р-н, пер. Матвеева, 1-а, заведующий
Т.Я. Цейтлин) - с преподаванием на идише. В обеих школах учились
505 чел. В 1937 г. осталась одна еврейская средняя школа с 291 учащимся.
Но уже с середины 30-х гг. знание и практическое
употребление русского языка как «государственного» начинает расцениваться
партийными властями в качестве важного показателя идеологической лояльности
представителей национальных меньшинств. Постоянное употребление родного
языка в учреждениях национальных меньшинств вызывало раздражение, а впоследствии
- и подозрения со стороны партийно-советских руководителей, не владеющих
этими языками. Коренизированная национальная школа оказывалась наиболее
уязвимой с этой точки зрения.
20 декабря 1937 г. бюро Ленинградского обкома
ВКП/б/ рассмотрело проект постановления «О национальных школах и других
культурно- просветительных учреждениях», в котором сказано: «Считать вредным
существование особых национальных школ (финских, эстонских, немецких, польских,
латышских, англо-американских, ассирийских и других, а также особых национальных
отделений при школах). Предложить гороно и облоно реорганизовать их не
позднее 15 января 1938 г. в советские школы обычного типа».
К весне все национальные школы Ленинграда
были «реорганизованы», то есть ликвидированы как национальные, с переводом
обучения на русский язык полностью, о чем сообщалось в докладной записке
в обком 8 марта 1938 г.
Ликвидация еврейской школы, вместе с закрытым
в начале 1938 г. Еврейским Домом просвещения, означала прекращение всякой
государственной формы национального еврейского просвещения и образования
в советском Ленинграде.
Т.М. СМИРНОВА,
доктор исторических наук
Сайт создан в системе
uCoz