На вопросы корреспондента “Ами”
отвечает директор региональных программ Джойнта на территории бывшего СССР
г-н Стюарт САФФЕР
- Джойнту 85 лет, по человеческим меркам -
возраст весьма почтенный. Сегодня в России, в Петербурге повседневная жизнь
очень многих ровесников Джойнта зависит от благотворительных программ этой
организации. Известно, однако, что Джойнт создавался как институт временный
для оказания конкретной помощи в конкретной ситуации - в чем же секрет
феномена такого долголетия? - Я не уверен, что кто-либо из сотрудников
Джойнта знает точный ответ. Джойнт действительно создавался как временная
организация для решения конкретной проблемы - спасения от голода евреев,
живущих в Палестине. Тогдашний посол Соединенных Штатов в Турции, Генри
Моргенто, направил письмо, точнее - телеграмму, руководству еврейской общины
в Нью-Йорке с просьбой прислать 50 тысяч долларов для оказания помощи страдающим
людям. Деньги были выделены, и помощь незамедлительно оказана. Тогда полагали,
что этой акцией все и закончилось. Оказалось - с этого все только началось.
И вот с ноября 1914 года и по сей день Джойнт неизменно откликается на
просьбы о помощи еврейских общин в сложных ситуациях.
Склад Джойнта в Кременчуге. 1921 г.
Девиз Джойнта неизменен: “Спасение, оказание помощи,
Возрождение”. “Спасение” - Джойнт сделал все возможное для спасения евреев
в годы Второй мировой войны. “Оказание помощи” - Джойнт делает это повсюду,
где люди нуждаются, а государство не в состоянии им помочь. “Возрождение”
- после Холокоста еврейские общины остались абсолютно безо всего, все структуры
надо было восстанавливать заново, и Джойнт сделал все, чтобы помочь их
возрождению.
Может быть, успех и долголетие Джойнта объясняются
тем, что наша организация абсолютно не политическая, хотя его часто и пытались
в этом обвинить. На самом деле Джойнт никогда не играл в политику - мы
благодарны каждому государству, каждому правительству, которое дает нам
возможность работать в своей стране. Наш успех, по-моему, связан именно
с тем, что во всем мире известно: Джойнт - чисто благотворительная организация.
Помощь оказывается безотносительно от того, религиозны или нет нуждающиеся
в ней. Помощь оказывается и там, где вообще нет евреев, - как например,
в ряде африканских государств. Мы считаем своей обязанностью принимать
участие в общечеловеческих гуманитарных проектах. В бывшем СССР мы помогали
и пострадавшим от землетрясения на Сахалине, и жертвам наводнения в Молдавии
- это из последних примеров. Я хочу подчеркнуть, что общечеловеческие трагедии
всегда подвигали Джойнт к оказанию незамедлительной помощи. - В течение 50 лет у Джойнта не было официальных
представительств на территории СССР, но, по-видимому, и тогда помощь Джойнта
не прекращалась?
Благотворительная столовая. Екатеринослав. 1921 г.
- Джойнт начал свою работу в России в сложное
послереволюционное время, когда сотни тысяч евреев оказались жертвами эпидемий,
голода, погромов. Позже наши специалисты оказывали помощь местным общинам
в развитии здравоохранения, большое внимание уделялось культурным и воспитательным
организациям. В период с 1938 по 1988 год Джойнт действительно не имел
здесь официального статуса, однако мы оказывали помощь советским евреям
через другие организации, которые могли тогда работать в вашей стране.
Еврейские общины на Западе в тот долгий и тяжелый для советских евреев
период были очень озабочены тем, чтобы как-то помочь, и Джойнт всячески
способствовал пересылке продуктов от проживающих за границей родственников
евреям в Россию. Так что хотя официально мы здесь и не находились, но люди
знали, что Джойнт продолжает оказывать помощь. - Кроме помощи в экстремальных (не дай Б-г!)
ситуациях, осуществление каких программ в общинах России, а также бывших
республик СССР, Джойнт считает делом первоочередным? - Джойнт в своей работе определил два основных
направления: первое мы называем благотворительным и сюда относится все,
связанное с организацией “Хэсэдов”. Еще несколько лет назад их были считанные
единицы, а теперь уже более 120! Второе же - возрождение еврейской жизни,
которая при советской власти оказалась под запретом и была практически
невозможна. Для этого Джойнт совместно с местными общинами развивает программу
возрождения еврейской традиции, причем делается это дифференцированно для
каждого поколения: открываются д/сады, школы, многочисленный курсы и клубы,
студенческие общества “Гилель”. За последние 10 лет было открыто более
160 библиотек и направлено туда более 750 тысяч книг по еврейской тематике.
Если последние 6 лет наибольшее внимание мы уделяли
созданию сети “Хэсэдов”, то теперь - открытию еврейских общинных домов,
где предполагается сконцентрировать и благотворительные, и образовательные,
и религиозные структуры. Это должны быть центры, где любой, будь ему 5,
25 или 85 лет, сможет найти необходимое. Конечно, такой общинный центр
будет и в Петербурге.
Вообще же хочу подчеркнуть, что мы не преследуем
цели сделать людей зависимыми от Джойнта, наоборот, наша мечта - увидеть
местные общины самостоятельными. Когда это будет достигнуто, Джойнт в России
не понадобится и мы сможем спокойно уйти, зная, что оставляем здесь крепкие
общины, способные сами о себе позаботиться. Это наша мечта. - Каково Ваше впечатление о развитии петербургской
общины? - Если 10 лет назад я не нашел в тогдашнем
Ленинграде, с кем можно обсудить еврейские проблемы, то сегодня я вижу
здесь огромную процветающую общину и лидеров, знающих свою работу и заинтересованных
в развитии еврейской жизни. За каждым из этих людей стоит огромная программа.
Может быть, еще просто не хватает средств - и у нас, и у них - для быстрого
развития этих программ. Вообще же все мы, работающие в Джойнте последние
10 лет, происшедшее на наших глазах иначе как чудом назвать не можем -
возрождение из ничего еврейской традиции, создание многочисленных и дееспособных
еврейских структур. Мы не сомневаемся, что при сохранении стабильности
в стране, еврейская община Петербурга и далее будет успешно развиваться
и станет одной из главных в Европе.
Если раньше мы полагали, что должны приехать сюда
и научить, то теперь являемся свидетелями воплощения здесь целого ряда
новых идей и проектов - таких, к примеру, как “Теплый дом”, - которые рекомендуем
коллегам для реализации в общинах Восточной Европы и Израиля.
В заключение хочу сказать: российское еврейство
всегда занимало важное место в мировой еврейской семье, и я не сомневаюсь,
что так будет и впредь. Мы приветствуем вас и ждем дальнейшего сотрудничества
на равных. Займите свое место в общем семейном еврейском кругу и будем
сообща развивать наши общины!