Я ездила в Англию на Рождество и Новый год.
Впрочем, Рождество нас, евреев, не касается. Как позже выяснилось, Новый
год тоже. А ездила я на “Лиммуд” (дословно - учение, иврит).
“Лиммуд” - это ежегодный всееврейский семинар,
который проводится как бы для английских евреев, но съезжаются туда со
всего мира - из Америки, Австралии, Франции, Германии и еще откуда-то.
А в этом году мы совершили прорыв, приехав из стран бывшего СССР.
Было нас шестеро из шести, как вы уже догадались, городов: Санкт-Петербург,
Москва, Киев, Тбилиси, Харьков, Екатеринбург. Как видите, города очень
разные, и разное мы могли рассказать о еврейском возрождении
в - назовем условно для легкости - России. А рассказать надо было
о работе “Гилеля” и об экспериментальном проекте под кодовым названием
“Lerhaus” (правда, в каждом городе он имеет еще и личное название,
например, в Петербурге - “Ликбез по ЕВРОстандарту”), целью
которого является ликвидация полной еврейской безграмотности. Поскольку
эта проблема перед европейскими евреями стоит не так остро, но все же существует,
им было достаточно интересно, как же она решается в бывшем Советском Союзе.
Вообще, страны СНГ вызывают у англичан и иже с ними неадекватно повышенный
интерес. “Вы не представляете себе, что там творится! Там возрождение
такого размаха, какого вы никогда не видели, да и не увидите!”, - убеждал
нас один лектор, не подозревая, что мы, очевидцы и участники этого грандиозного
процесса, сидим в зале. Поэтому, может быть, мы чувствовали себя как обезьянки
в зоопарке. Мы сами - что делаем, что из себя представляем - мало кого
интересовало. Главное, что мы из России, Украины, Грузии, где идет “грандиозное
возрождение”. А вот рассказать об этом Возрождении мы могли
очень по-разному, потому что очень уж разный был у нас у всех английский.
До того разный, что иногда мы не понимали друг друга. Впрочем, англичане
нас тоже не всегда понимали: три дня я пыталась объяснить им, что мне нужен
утюг, а потом пришлось объяснять, зачем нужен утюг, и что такое утюг вообще.
Вот загадочная русская душа в еврейском теле! Утюг ей, понимаешь ли, понадобился!
Не суть важно. Для нас важнее
было, чтобы мы понимали их, а это тоже было сложно, потому что, измученные
наследственным геморроем и гайморитом, англичане говорят с каким-то непонятным
английским произношением. Впрочем, человеку, особенно человеку из России,
свойственно быстро адаптироваться к окружающей среде, так что через два-три
дня мы и спикали и андестендали вполне и, даже могли разобраться,
чем заняться на “Лиммуде” и зачем он нужен.
“Лиммуд” - это конференция
или семинар (кому какое слово больше нравится), поэтому его суточная программа,
как и у всех мероприятий такого рода, состояла из следующих частей: образовательный
блок, развлекательный блок, перерывы на пищу и пищеварительный процесс,
блок не предусмотренных программой развлечений и здоровый сон.
Образовательный блок начинался
в 7 утра, заканчивался в 13.30. Страшно? На самом деле все было
гуманно. На каждое занятие приходилось несколько лекций, дискуссий, тренингов
- от семи до двадцати пяти. Выбирай любое, - не хочу! Впрочем, свободно
можно было пойти и перекусить: завтраки, обеды и ужины в столовой длились
по три-четыре часа. Кроме этого, во всех учебных зданиях (их было три,
все-таки 1800 человек - не шутка) накрывались всякие чаи-кофеи и
прочие перекуски, а с 21 часа до 24 изголодавшиеся за день лиммудники могли
подкрепиться всеми возможными способами в баре.
Это многообразие порождало
всяческие курьезные ситуации. Занятия-то мы выбирали, прочитав рекламки
- краткие описания того, о чем пойдет речь. Поэтому, случалось, за красивым
названием скрывался сеанс гипноза с единственным эффектом - усыпляющим.
Англичане - люди вежливые, и уходить с лекции, даже если ну о-о-о-очень
скучно, не принято. Приходилось терять драгоценное время, терзая себя мыслью
о том, что одновременно идут 24 интересных занятия, а ты сидишь на единственном
нудном. Случались и обратные ситуации, когда, не в силах выбрать что-то
одно, мы шли куда-нибудь еще - чаще всего питаться. Многообразие способов
подкрепления все-таки привело к некоторому уплотнению моей фигуры.
Теперь перейдем к развлекательной
части. Начиная с трех часов дня, наравне со всякими лекциями, дискуссиями
и мастер-классами, в программу были включены представления, посиделки с
песнями и плясками, и даже один бедуинско-марокканский вечер, который так
всем понравился, что шел два вечера подряд.
Из всех “посиделок” более
всего запомнился “Венецианский купец”. Это, как вы знаете, пьеса
Шекспира. Некто Майкл Уичерек адаптировал ее. Для кого -
неизвестно, зато из программки известно, что “пьеса имела успех в колледжах,
школах и театрах, и весной ее собираются везти за границу”. А теперь
от себя. В принципе, эта пьеса с Шекспиром связана пунктирно. Она, таки-да,
о евреях, но от изначального варианта кроме самого Шейлока мало
что осталось. Заняты в спектакле два актера и один осветитель (есть еще,
правда, директор и консультант, но сомневаюсь, что они именно заняты
в спектакле). А самое главное, что в нем участвуют сами зрители. У нас
уже давно в моде выходы в зал: актер выходит в зал и говорит оттуда что-то
на сцену. Здесь же зрители выходили на сцену и участвовали в действии.
Оставшиеся тоже не сидели без дела. От них постоянно требовалось то приветствовать
актеров, то отвечать на вопросы, то выражать радость или неодобрение. При
этом представление, как ни странно, не превратилось в фарс или капустник.
“Если ты не посмотришь этот спектакль, считай, что ты зря приехала в
Англию”, - сказала Марианна Надеина из Харькова, посмотревшая
его раньше меня. И, знаете, она была права. Этот спектакль, пожалуй, мое
самое яркое впечатление от семинара. А так, “Лиммуд” отличается от аналогичных
семинаров, проводимых “Гилелем” и другими еврейскими организациями, большим
разнообразием. Разнообразием занятий, разнообразием стран, разнообразием
еды (ох, не дает мне покоя еда!). Разнообразием в религии - можно было
выбрать себе миньян по нраву: реформистский, ортодоксальный и вообще
любой, какой только можно вообразить. Причем никто не ссорился. Представители
всех направлений иудаизма очень мирно сосуществовали на “Лиммуде”. И еще
одно отличие -все ездят на иномарках и разговаривают по-английски.
Что же тогда похоже-то? - слышу уже удивленный вопрос. Да самое
главное, - АТМОСФЕРА. Впрочем, это столько раз уже описано и сказано, что
несколько затерлось и звучит пошловато. Да вы и сами все знаете. И понимаете,
что уезжать было немножко грустно: всего четыре дня, только “пошел” английский,
только появились друзья… Нет, нет, постараюсь все-таки не сползать в слезливую
сентиментальность. “Ах, оставим эти мерлихлюндии”. И потом, в автобус-то
мы садились не особо грустные: впереди был Новый год в Лондоне.
Вы, наверное, еще помните,
что этот Новый год наступал в ночь с пятницы на субботу, - а значит, приходился
на шабат. Так вот, на “Миллениум Кабалат Шабат” были мы званы в
еврейскую общину неподалеку от guest house’а, где жили. Не подозревая,
что ожидает, мы легкомысленно пришли. Община еврейского квартала Лондона
Голдерс Грин напоминает клуб “Кому за 30”. После молитвы,
прочитанной как можно быстрее, люди около двух с половиной часов слонялись
по помещению, разговаривая и знакомясь друг с другом. Когда сели за стол,
выяснилось, что этот Кабалат Шабат - альтернативная тусовка. В то
время, как весь мир будет встречать якобы наступающее новое тысячелетие,
которое евреев не касается, они (евреи) будут встречать Шабат. Это ну никак
не входило в наши планы. Потом, без пяти Новый год, были скачки по неработающим
эскалаторам в метро, фейерверк, целующиеся люди, лондонский паб, музей
мадам Тюссо и много еще чего… Но все это не имеет к евреям никакого отношения.
А что имеет так это то, что, вернувшись с празднования Нового года (а это
было в субботу вечером), мы честно провели Авдалу. Сидели на кухне
guest house’а и тихо пели себе молитвы. И это - самое большое достижение
“Гилеля”. Вот такие мы молодцы! Чего и вам желаю.
P.S. Кстати, если Вы заинтересовались нашим
проектом, приходите каждый вторник в семь вечера в “Гилель”. Мы вас ждем!