Вновь на страницах нашей газеты мы решили обратиться к последнему фильму Александра Сокурова “Молох”, разговоры о котором не утихают. На этот раз фильм представит петербургский критик Семен Левин.
В “Некуде” уже была помещена статья
о последней киноработе Алексея Германа “Хрусталев, машину!”,
начавшей свое триумфальное шествие по экранам города. Не так давно
стал достоянием широкой публики еще один фильм – последний опус Александра
Сокурова “Молох”. У Германа еврейской теме
уделено большое внимание. В “Молохе” она не затрагивается вообще, хотя
фильм и посвящен такой фигуре, как Адольф Гитлер. Лишь однажды упомянутый
в мимолетной беседе Гитлера и Геббельса, Освенцим исчезает, так
и не успев отяготить внимание зрителя. (“Освенцим? Что это?.. Нет никакого
Освенцима”, - говорит фюрер. “Ну конечно нет”, - эхом отзывается
министр культуры и пропаганды.)
Это, разумеется, весьма тонкий ход - демонстрируя
“большой стиль”, просто обойти тему
Холокоста стороной. Впрочем, игнорирование насилия в фильме чересчур откровенно
даже для того, чтобы вписать фильм в традицию русской культуры, предпочитающей,
как известно, непрямое, косвенное изображение в искусстве “сцен насилия
и секса”. И именно в этом современность, даже модернизм, присущий работе
питерского мэтра. Именно в этом аспекте его новую работу мы имеем право
сблизить с такими достижениями поп-кинематографа, как “Салон Китти”
Тинто Брасса или экранизация десадовской “Жюстины” Роже
Вадима. Тем не менее, во многих отношениях Сокуров остается верен традициям
русской культуры, которые он декларативно стремится задействовать в актуальном
контексте. И прежде всего традиционный контекст пробивается в названии
картины – “Молох”.
Откроем Розанова и на первой же странице
“Людей лунного света” прочтем: “Я хочу обратить внимание
на то, что ощущение Молоха присуще лишь некоторым… душам, которые врожденно
неспособны к браку…” Молох, египетско-ассиро-вавилонский бог смерти
понимается Розановым как предтеча христианского аскетизма.
В сущности, история Гитлера и Евы Браун,
так очаровательно и изысканно рассказанная режиссером, - это лишь грустная
история бездетной пары. А последние реплики героев (Гитлер: “Мы победим
смерть…”; Ева: “Что ты говоришь? Смерть нельзя победить”) как
бы подтверждают статус Молоха как бога смерти и аскезы. И достойно внимания,
что именно Ева (имя столь символично библейское!) напоминает о неизбежности
смерти, как бы берет на себя функцию Молоха.
Вообще, если аксиома русской культуры, гласящая,
что произведение искусства должно быть посвящено униженным и оскорбленным,
в фильме и соблюдена, то единственным униженным и оскорбленным в нем является
не кто иной, как Гитлер. Как ни кажется странным, но он в фильме единственный
персонаж, который конденсирует в себе все качества грешника и жертвы. Автор
“Майн Кампф” вообще единственный объект в фильме.
(Кстати, эта роль – большая удача Леонида Мозгового.) Ева Браун,
скорее, субъект зрелища, она наблюдает за жизнью Гитлера как за
шалостями ребенка, и вообще единственный ребенок (получающий пендели и
ноющий) в этой семье – Адольф. Он, как инфантильный арийский бог Кришна,
уподоблен игроку. Священнику, приходящему к нему просить за репрессированного
дезертира, он заявляет: “Если я выиграю, на меня будут молиться многие
поколения. Если я проиграю, последнее ничтожество сможет вытереть об меня
ноги”.
Из аналогий к теме Молоха вспоминается еще
повесть Куприна с тем же названием, где неразделенная любовь к жестокой
женщине ассоциируется с холодным могуществом технотронной цивилизации.
Эта тема, вероятно, и педалируется в фильме, в котором трагедия миллионов
дана в оптике неудачно сложившейся семьи, в оптике личной неудачи. Настоящий
игрок здесь, безусловно, не Гитлер, а Ева Браун, удивительно напоминающая
такого персонажа еврейской мистики, как демоница Лилит.
Репрезентировать Гитлера не во всем ужасе
его деяний, а в окружении семейной идиллии, на дружеской пирушке, упаковать
гитлеровскую тему в оболочку некой любовно-дидактической притчи с элементами
театра абсурда – вероятно, это адекватное художественное решение (в плане
чисто кинематографическом фильм замечательный). Но эмоционально и морально
обычный зритель должен быть поставлен таким фильмом в тупик: как реагировать?
А кино ведь все-таки – искусство массовое. Или уже нет?
Особенно акцентируется в фильме тема вегетарианства
Гитлера (что напомнило мне лично тему английской группы “Зе Резидентс”
“Гитлер был вегетарианцем”). Во время трапезы с соратниками
фюрер бесконечно предлагает им “откушать трупного супчика”, от чего
те, зная пристрастия шефа, в страхе отказываются. Известно, что евреи никогда
не были склонны к вегетарианству, а заклание животного даже приравнивается
у них к покаянию. Может быть, единственный вегетарианец среди евреев –
Каин, земледельческий характер жизни которого подчеркивается в Танахе,
- это отрицательный персонаж, убийца. Хороший Авель – как раз таки
кочевник-скотовод. Еврейская мудрость экономична, и ограничивает солидарность
пределами собственного вида – людей.
И еще одно. Русская традиция еще с Достоевского
могла позволить себе изобразить даже отпетого мерзавца в его человечности,
в семейном кругу и т. п. (“Полюбите нас черненькими…”) Еврейская
же традиция не оставляет места такому, чисто художественному гуманизму:
слишком много боли принесли нам подобные мерзавцы. Она выражает свое ясное
отношение к ним в Пурим-шпилях, в которых судьба Амана тождественна судьбе
приносимого в жертву животного. Как известно из Книги Эстер,
Амана казнили на виселице. Подобным же образом закончили свои дни подсудимые
Нюрнбергского процесса. В этом тоже есть своего рода художественность,
но она не оставляет места ложному смешению с гуманистической дидактикой:
она не лирична, а материальна.