Колонка комментатора
 

CИНДРОМ ПУСТОЙ БОЧКИ

     В псковском обезьяньем заповеднике зоологи как-то забыли пустую металлическую бочку. Маленький обезьяныш принялся гонять ее по территории заповедника, издавая страшный грохот... и через несколько дней стал вожаком стаи. Невольно вспомнишь Гитлера и Сталина, втравивших мир во Вторую мировую войну. История, конечно, не этими людьми начиналась и не ими закончится, но грохота пустых бочек и сегодня - хоть отбавляй. На многих он производит завораживающее впечатление. Синдром пустой бочки (СПБ) распространяется не воздушно-капельным, пищевым или контактным путем, подобно гриппу или дизентерии, но как психологическая эпидемия. Единственное средство против нее - умение распознавать во вроде бы исполненных глубокого содержания словах и поступках действительный смысл.
     При СПБ не важно, о чем кричишь (часто - чем нелепее, тем лучше), важно кричать, очень хорошо сознавая, что ничего тебе за этот крик не будет. Философия великого еврейского мыслителя Мартина Бубера - говорить, не повышая голоса. К Любавичскому Ребе шли, чтобы слушать его негромкую мудрость. Но при СПБ "Стучи - и откроется" превращается в "Чем громче ты колотишь ногами в дверь - тем лучше". Эти люди кричат о том, что у них в кармане мускус, хотя будь он там - все знали  бы о нем просто по запаху.
     Они если и не умеют, то явно стараются "завести" читателя и слушателя. На них всегда тога обличителей, обладателей абсолютной и непререкаемой истины. Но они знают только черное и белое, не ведая ни о замечательном многоцветии, ни о мучительном многообразии человеческой жизни. В этом смысле они ортодоксальнее текста Торы. Любовь Моисея к своему народу была жестка и сурова. Но при СПБ такая любовь невозможна, да и зачем, если всегда наготове деготь, которого хватит на всех, только мажь?!
     Нынче любимый конек некоторых обличителей - советское прошлое, когда сам по себе факт жизни в СССР вменяется в вину. Этот был писателем - воевал на идеологическом фронте! Этот - инженером: создавал советскую военную машину! Этот виноват в том, что не угонял самолеты, тот работал поваром в горисполкоме - кормил "слуг народа", кто-то - даже подумать страшно, что он там делал! - заседал в Верховном Совете. Поставь перед такими обличителями выживших жертв "дела врачей" или Еврейского комитета - и он добьет своим словом недобитых. Это та самая логика, по которой с тяжелой руки вождя всех времен и народов попасть в плен считалось преступлением. По этой же логике легко обвинить в "пособничестве властям" избранных в Верховный Совет СССР академика А.Сахарова, писателя Г.Кановича, Галину Старовойтову.
     Обличительство - средство самоутверждения и способ лишний раз погладить себя любимого. Вместе с тем, оно приносит и весомые и зримые выгоды. Из попавшихся на его пустой крючок создаются ассоциации, общества, движения и т.д., которые становятся не только способом, но и средством существования для обличителей. Не возьмусь говорить, что все и затевалось ради этого, - не знаю и не считаю себя вправе судить кого-то по мотивам вместо поступков. Но что есть - то есть: фонды, гранты, сборы пожертвований, средств на издание и прочее позволяют огромному количеству обличителей не заботиться о хлебе насущном. Да при этом еще быть на виду, выступать, печататься - это же куда как приятнее и безопаснее, чем стрелять в знаменитостей ради того, чтобы стать известным.
     Итак, СПБ - одна из разновидностей служения исключительно собственным психологическим и финансовым интересам. Это бизнес в его худшем смысле слова - нечто вроде торговли самопальной водкой или средствами от облысения, после применения которых лысина исчезает вместе с жизнью.
     Чтобы этот бизнес существовал и развивался, кто-то всегда должен быть в роли обличаемого. Игра эта выходит далеко за пределы социального мошенничества и всегда имеет более или менее выраженный политический окрас уже потому хотя бы, что делит всех людей на своих и чужих, разобщает и раскалывает. Когда такое происходит в еврейской среде, в еврейском мировоззрении, в отношении к судьбе еврейского государства и народа, это угрожает их целостности и единству при сохранении многообразия мыслей и взглядов, которые как раз и позволили пройти трагический путь от первого еврейского государства к нынешнему Израилю. Поиск врага - внутренняя необходимость обличителя, от которого обычно потягивает паронойяльностью. В борьбе с этим врагом все средства хороши и никакие компромиссы недопустимы. Сначала врагов еще приходится искать и назначать, но потом ими становятся все, кто "сегодня поет не с нами".
     Поэтому никакой разумный диалог с пророчествующими обличителями невозможен по определению. В жизни в отличие от сказок короли не прощают крикнувших: "А король-то голый". А уж самозванцы - тем более. И если вы позволили себе заявить, что речи очередного обличителя - не более чем грохот пустой бочки, то будьте уверены: в следующий раз эту бочку, набив грязью, постараются скатить на вас.
СПБ, как можно видеть, тесно смыкается с экстремизмом, оказывается его разновидностью. Что ж, говорят, и отлично - основатели сионизма тоже были экстремистами! Такое толкование сионизма - очень советское. Ибо сионизм - это "борьба за", тогда как экстремизм всегда сфокусирован на "борьбе против". Хотя, конечно, и история сионизма знает своих экстремистов.
     Так что же - все плохо и безнадежно? Думаю, что нет. Неумолимые законы статистики говорят, что любые крайности (гении и идиоты, фанатично верующие и законченные атеисты и т.д. и т.п.) представлены примерно пятью, ну, десятью процентами на каждом из полюсов. Остальные 80-90 процентов - мы с вами. Это мы рукоплещем гениям и заботимся о слабоумных... или ведем и тех и других на костры. И мы же вступаем или не вступаем в трясину СПБ. Без нас, в одиночестве никто пустые бочки не катает. В конечном итоге, без нас ефрейторы и недоучившиеся семинаристы не приходят к власти нас же и уничтожать.
     Когда кто-то навязчиво твердит, что все - недоумки, злодеи и подонки и только он знает правильный путь, полезно вспомнить Александра Галича: "... бойтесь единственно только того, кто скажет: "Я знаю, как надо". Даже Моисей не говорил этих слов, но передавал сынам Израиля то, что ему было повелено передать.
     А пустые бочки с грохотом катать - дело столь же нехитрое, сколько малопочтенное и, в общем, вполне безобидное, если, конечно, мы не хотим быть обманутыми этим грохотом и не даем ему водить нас за нос вокруг пальца к удовольствию водящего.

Виктор КАГАН
Сайт создан в системе uCoz