Колонка комментатора
CИНДРОМ ПУСТОЙ БОЧКИ
В псковском обезьяньем заповеднике зоологи как-то
забыли пустую металлическую бочку. Маленький обезьяныш принялся гонять
ее по территории заповедника, издавая страшный грохот... и через несколько
дней стал вожаком стаи. Невольно вспомнишь Гитлера и Сталина, втравивших
мир во Вторую мировую войну. История, конечно, не этими людьми начиналась
и не ими закончится, но грохота пустых бочек и сегодня - хоть отбавляй.
На многих он производит завораживающее впечатление. Синдром пустой бочки
(СПБ) распространяется не воздушно-капельным, пищевым или контактным путем,
подобно гриппу или дизентерии, но как психологическая эпидемия. Единственное
средство против нее - умение распознавать во вроде бы исполненных глубокого
содержания словах и поступках действительный смысл.
При СПБ не важно, о чем кричишь (часто - чем нелепее,
тем лучше), важно кричать, очень хорошо сознавая, что ничего тебе за этот
крик не будет. Философия великого еврейского мыслителя Мартина Бубера -
говорить, не повышая голоса. К Любавичскому Ребе шли, чтобы слушать его
негромкую мудрость. Но при СПБ "Стучи - и откроется" превращается в "Чем
громче ты колотишь ногами в дверь - тем лучше". Эти люди кричат о том,
что у них в кармане мускус, хотя будь он там - все знали бы о нем
просто по запаху.
Они если и не умеют, то явно стараются "завести"
читателя и слушателя. На них всегда тога обличителей, обладателей абсолютной
и непререкаемой истины. Но они знают только черное и белое, не ведая ни
о замечательном многоцветии, ни о мучительном многообразии человеческой
жизни. В этом смысле они ортодоксальнее текста Торы. Любовь Моисея к своему
народу была жестка и сурова. Но при СПБ такая любовь невозможна, да и зачем,
если всегда наготове деготь, которого хватит на всех, только мажь?!
Нынче любимый конек некоторых обличителей - советское
прошлое, когда сам по себе факт жизни в СССР вменяется в вину. Этот был
писателем - воевал на идеологическом фронте! Этот - инженером: создавал
советскую военную машину! Этот виноват в том, что не угонял самолеты, тот
работал поваром в горисполкоме - кормил "слуг народа", кто-то - даже подумать
страшно, что он там делал! - заседал в Верховном Совете. Поставь перед
такими обличителями выживших жертв "дела врачей" или Еврейского комитета
- и он добьет своим словом недобитых. Это та самая логика, по которой с
тяжелой руки вождя всех времен и народов попасть в плен считалось преступлением.
По этой же логике легко обвинить в "пособничестве властям" избранных в
Верховный Совет СССР академика А.Сахарова, писателя Г.Кановича, Галину
Старовойтову.
Обличительство - средство самоутверждения и способ
лишний раз погладить себя любимого. Вместе с тем, оно приносит и весомые
и зримые выгоды. Из попавшихся на его пустой крючок создаются ассоциации,
общества, движения и т.д., которые становятся не только способом, но и
средством существования для обличителей. Не возьмусь говорить, что все
и затевалось ради этого, - не знаю и не считаю себя вправе судить кого-то
по мотивам вместо поступков. Но что есть - то есть: фонды, гранты, сборы
пожертвований, средств на издание и прочее позволяют огромному количеству
обличителей не заботиться о хлебе насущном. Да при этом еще быть на виду,
выступать, печататься - это же куда как приятнее и безопаснее, чем стрелять
в знаменитостей ради того, чтобы стать известным.
Итак, СПБ - одна из разновидностей служения исключительно
собственным психологическим и финансовым интересам. Это бизнес в его худшем
смысле слова - нечто вроде торговли самопальной водкой или средствами от
облысения, после применения которых лысина исчезает вместе с жизнью.
Чтобы этот бизнес существовал и развивался, кто-то
всегда должен быть в роли обличаемого. Игра эта выходит далеко за пределы
социального мошенничества и всегда имеет более или менее выраженный политический
окрас уже потому хотя бы, что делит всех людей на своих и чужих, разобщает
и раскалывает. Когда такое происходит в еврейской среде, в еврейском мировоззрении,
в отношении к судьбе еврейского государства и народа, это угрожает их целостности
и единству при сохранении многообразия мыслей и взглядов, которые как раз
и позволили пройти трагический путь от первого еврейского государства к
нынешнему Израилю. Поиск врага - внутренняя необходимость обличителя, от
которого обычно потягивает паронойяльностью. В борьбе с этим врагом все
средства хороши и никакие компромиссы недопустимы. Сначала врагов еще приходится
искать и назначать, но потом ими становятся все, кто "сегодня поет не с
нами".
Поэтому никакой разумный диалог с пророчествующими
обличителями невозможен по определению. В жизни в отличие от сказок короли
не прощают крикнувших: "А король-то голый". А уж самозванцы - тем более.
И если вы позволили себе заявить, что речи очередного обличителя - не более
чем грохот пустой бочки, то будьте уверены: в следующий раз эту бочку,
набив грязью, постараются скатить на вас.
СПБ, как можно видеть, тесно смыкается с экстремизмом, оказывается его
разновидностью. Что ж, говорят, и отлично - основатели сионизма тоже были
экстремистами! Такое толкование сионизма - очень советское. Ибо сионизм
- это "борьба за", тогда как экстремизм всегда сфокусирован на "борьбе
против". Хотя, конечно, и история сионизма знает своих экстремистов.
Так что же - все плохо и безнадежно? Думаю, что
нет. Неумолимые законы статистики говорят, что любые крайности (гении и
идиоты, фанатично верующие и законченные атеисты и т.д. и т.п.) представлены
примерно пятью, ну, десятью процентами на каждом из полюсов. Остальные
80-90 процентов - мы с вами. Это мы рукоплещем гениям и заботимся о слабоумных...
или ведем и тех и других на костры. И мы же вступаем или не вступаем в
трясину СПБ. Без нас, в одиночестве никто пустые бочки не катает. В конечном
итоге, без нас ефрейторы и недоучившиеся семинаристы не приходят к власти
нас же и уничтожать.
Когда кто-то навязчиво твердит, что все - недоумки,
злодеи и подонки и только он знает правильный путь, полезно вспомнить Александра
Галича: "... бойтесь единственно только того, кто скажет: "Я знаю, как
надо". Даже Моисей не говорил этих слов, но передавал сынам Израиля то,
что ему было повелено передать.
А пустые бочки с грохотом катать - дело столь
же нехитрое, сколько малопочтенное и, в общем, вполне безобидное, если,
конечно, мы не хотим быть обманутыми этим грохотом и не даем ему водить
нас за нос вокруг пальца к удовольствию водящего.
Виктор КАГАН
Сайт создан в системе
uCoz