ЕГИПЕТ В РОССИИ
Евреи-орденоносцы, лауреаты. Сегодня в чести,
завтра в кандалах. Мы знали их имена, наши бабушки выискивали их в газетах
и титрах фильмов. По именам можно было догадаться о еврейском происхождении,
иногда и носы давали повод для раздумья. Но творчество наших знаменитых
соплеменников - классиков советского времени было стерильным от национальной
темы. И только когда кончился Союз и все рухнуло, когда выползли из самиздата
и герметично задвинутых ящиков помпезных письменных столов строки-узники,
мы поняли, что все они, от Эренбурга до Маршака терзались еврейской темой,
исписывали ею в тюремные ночи клочки бумаги и быстро совали их в огонь.
То, что не догорело - осталось памятником растоптанному еврейству России.
Писали ли они о Египте и об освобождении от рабства? О каком рабстве думали?
Маргарита Алигер пишет в поэме, посвященной матери:
"Но удар безжалостного грома
Уничтожил твой надежный лад.
У тебя
отныне нету дома.
Над тобою зарева горят.
Затемнив покой и благородство,
Проступило
через тыщи лет
Дикое, обугленное сходство
С теми, у кого отчизны нет,
Чью,
узрев невинность в приговоре
Злого и неправого суда,
Содрогнулась черная
вода,
Ахнуло и расступилось море.
Для кого опресноки сухие
Б-жье солнце щедро
напекло.
Сколько от Египта до России
Верст, веков и судеб пролегло?"
Да, все они отлично понимали. Поэтическая струнка
в душе заменила формальные еврейские знания, и Россия предстала тем, чем
была на самом деле: великим кровавым Египтом, землей тяжкого труда, беспросветного
бесправия и удушия духа. Не один фараон задавал
тон в Египте, не одной рукой были сжаты все глотки. Не один Сталин топтал
народы. Страшная истина XX века состоит в том, что народы сами ищут тирана,
с восторгом скачут в рабство, с телячьим восторгом суют шеи под ярмо и
под нож.
"Г-споди, больше с людьми не могу я!
Их ропот смертельно меня
утомил.
Зачем обещал Ты им землю иную,
Когда и Египет им дорог и мил?
Что
рабство им?
Варево лишь бы дымилось,
И будут о нем вспоминая жалеть,
И станут
ловить фараонову милость,
Просясь к пирамидам, под старую плеть".
Они видели и поняли больше, чем наши простые деды
и отцы. Можно было бы обвинить их в малодушии и лизоблюдстве (мы все помним
их парадные стихи). Но, читая в Торе об исходе из Египта, о великом переломе
3300 с лишним лет назад, я пытаюсь себе представить, что творилось в душах
евреев, которыми, по словам мидраша "были полны театры и цирки Египта",
в душах евреев-врачей и архитекторов, строивших великий Египет. Встать
и идти со своими, остаться и продолжать создавать великолепие чужой державы?
Оставят ли их, когда все их братья покинут? Идти со всеми, но куда, в пустыню,
в никуда? Всем было нелегко, но им, было, может быть, труднее других, не
только их судьба, но и их таланты, их труд, были неразрывно связаны с Россией,
то есть, извините, Египтом. Но в душе тлел еврейский уголек. И он повел
за огненным столпом, к свободе.
А.Фейгин
Сайт создан в системе
uCoz