Рихард Вагнер: история запрета
Отношения с
общечеловечческой культурой у нас, евреев, непростые; на наши симпатии
и антипатии в отношении любого художника всегда падает тень больного вопроса:
а как он относился к евреям?
Национальный комплекс склоняет нас заведомо
любить Золя и Короленко, но ставит преграду между нами и Достоевским. С
Вагнером дело дошло до крайности: произведения великого композитора практически
запрещены к исполнению в еврейском государстве. Мы не навязываем читателю
никаких мнений. Мы лишь хотим ознакомить его с фактической стороной запрета.
Эта проблема старше Израиля на 10 лет. В мае
мы отмечали пятидесятидвухлетие страны, а в ноябре исполнится 62 года с
тех пор, как появился запрет на исполнение музыки Вагнера. В чем его причина?
В том, что Вагнер был просто антисемитом? что он был идеологом антисемитизма?
что его музыка сопровождала торжества в нацистской Германии и шествие евреев
в крематории? или же это было просто чье-то волевое решение? Ответов много,
и каждый из них по-своему правилен. Но прежде – о самом Вагнере.
При жизни фигура одного из величайших антисемитов
в мировой культуре была овеяна подозрениями в еврейском происхождении.
В Германии 19 века (Вагнер родился в 1813 году) евреев было немало, занимали
они положение солидное, а, значит, поводов для антисемитизма было предостаточно.
Обсуждая вечно скандальную и одиозную личность Вагнера, в обществе говорили
то о еврее-отчиме, бывшем на самом деле внебрачным отцом, то о еврейских
корнях матери. Все это подкреплялось дружбой на определенных этапах жизни
со знаменитыми евреями того времени – Гейне, Мейербером и Галеви; покровительством
крупнейшего нотоиздателя Шлезингера; исполнениями вагнеровской музыки многочисленными
евреями-дирижерами... Не правда ли, знакомая ситуация? Антисемит с еврейскими
корнями, ненавидящий нацию в целом (из-за того, что не может к ней полноценно
принадлежать), но водящий дружбу с отдельными ее представителями – такие
примеры известны.
В двадцатом веке подозревать Вагнера
в еврействе перестали. Теперь это никому не выгодно. В первую очередь,
самим антисемитам. Нельзя записать в евреи автора статьи "Еврейство в музыке",
завершающейся словами: "Для еврея сделаться человеком – значит перестать
быть евреем... Спасение Агасфера – в его погибели". Это же лозунг для Ванцзейской
конференции, вынесшей вердикт об уничтожении всего народа, и не мог быть
он написан евреем. Изданная в нацистскую эпоху биография Вагнера сняла
все вопросы о его крови, оставив в ней исключительно арийскую составляющую,
и с этим все согласились. Вопрос был закрыт навсегда. Сегодня, полагаю,
вернуться к нему невозможно: документов нет. Остается лишь верить или не
верить интуиции, подсказывающей каждому его собственный ответ.
Вагнер был выдающимся антисемитом, но в историю
музыки он все же вошел не поэтому. Вагнер – композитор, перевернувший представление
о музыкальном театре и об оркестре, блистательный мелодист и бескомпромиссный
новатор. Судьба его музыки печальна – очень широко исполняются лишь оркестровые
фрагменты из его опер, особенно увертюры к "Нюрнбергским мейстерзингерам"
и "Тангейзеру", траурный марш из "Гибели богов", фрагменты из "Тристана
и Изольды" и "Лоэнгрина" и, конечно же, "Полет Валькирии'', который по
популярности может сравниться разве что с "Полетом шмеля" или "Танцем с
саблями". Симфонической и камерной музыки у Вагнера практически нет, а
оперы его настолько сложны для исполнения и восприятия, что требуют мастеров
высочайшего класса. "Кармен" или "Евгения Онегина" можно слушать неискушенным
ухом – сочетание формы и содержания в этих спектаклях идеальны и
позволяют наслаждаться музыкой почти независимо от качества исполнения.
Огромными операми Вагнера, состоящими наполовину из длинных речитативов,
даже компетентную публику возможно зажечь лишь в "Метрополитене", в Берлинском
и еще нескольких оперных театрах, или на фестивалях, собирающих лучших
со всего мира.
Вагнер – один из крупнейших музыкальных критиков
своего времени, и, кроме "Еврейства в музыке" (статья относится
к 1850 году – периоду начала близкой дружбы с патологическим антисемитом
Листом, написавшим: "Настанет день, когда для всех народов, среди которых
живут евреи, вопрос об их поголовном изгнании станет вопросом жизни и смерти"),
опубликовал несколько блестящих полемических статей. Его "Художник и публика"
и "Виртуоз и публика" – лучшее, что написано о взаимоотношениях толпы и
настоящего искусства. Однако если взглянуть на его литературное творчество,
то видно, что Вагнер претендует на место не просто критика, но властителя
дум, и претензии эти жалки. Чем более Вагнер увлекается философией, тем
менее он интересен, и тем запутаннее, вплоть до полной бездарности, его
литературный стиль. Игорь Федорович Стравинский, один из самых честных
художников двадцатого века, чьи суждения порой парадоксальны, но всегда
справедливы, сказал: "...Прозаические опусы Вагнера хороши, как экспонат...,
демонстрирующий пропасть, которая пролегла между гением человека и аксессуарами
его мышления", а о еврействе в музыке он же говорит: "...Поразили злобность
и современность: Геббельс и Розенберг вполне могли бы участвовать в
нем (в труде – В.М.)... Сам Томас Манн не смог бы скрыть горькую истину,
что именно Вагнер был пророком Третьего Рейха".
Последняя цитата возвращает нас к проблеме:
есть ли место Вагнеру в Израиле?
Мой первый собеседник – скрипач Шломо Бор.
Родился в 1910 году в Риге, в 1922 году приехал в Палестину. Учился в Тель-Авиве
и в Праге; один из двенадцати "местных" музыкантов, принятых в первый состав
израильского филармонического оркестра.
- Вагнера в Палестине играли. В оркестре
Палестинского филармонического общества, существовавшем до создания нового
оркестра, звучали его популярные сочинения. Новую филармонию создавал Бронислав
Губерман, убежденный антинацист, нетерпимый к любому проявлению антисемитизма.
Однако каких-либо репертуарных ограничений он не вводил. Зато категорически
отказался пригласить дирижировать крестившегося еврея Бруно Вальтера. Открывать
оркестр Губерман пригласил известного своей антигитлеровской позицией Тосканини,
который в свой второй приезд в Тель-Авив дирижировал Вагнером. Это было
24 апреля 1938 года на концерте, где наряду с сочинениями Россини, Бетховена,
Чайковского и Сен-Санса были 2 антракта из "Лоэнгрина". Никакого общественного
резонанса это не вызвало, но спустя полгода после "Хрустальной ночи" (с
9 на 10 ноября), из кругов, близких к оркестру, последовало требование
запрета Вагнера. Губерман не возражал, и с тех пор Вагнер запрещен. Я не
думаю, что это правильно. Все оркестры высокого класса обязаны играть Вагнера,
а запрет только возбуждает больший интерес. Думаю, что мы еще застанем
исполнение Вагнера в Израиле.
Мой второй собеседник – скрипач Даниэль Фрадкин.
Родился в 1944 году, в 1973 приехал в Израиль из Москвы и с тех пор работает
в Иерусалимском симфоническом оркестре.
- Вагнера запретили не сверху, а сами музыканты.
Этот композитор впервые сформулировал идею полного уничтожения евреев не
только в статье, но и в главном своем творении, оперной тетралогии "Кольцо
Нибелунгов", главная идея которой – всемирная трагедия от золота, правящего
людьми. А золото – это, конечно, евреи, и главный герой, Альберих, должен
быть, как это написано в авторских ремарках, "карликом с типично еврейской
внешностью". Я не возражаю, когда Вагнера исполняют по всему
миру даже наши музыканты, играл и сам, когда работал в оркестрах Швейцарии
и Германии, однако, если это будет запланировано в Иерусалиме, то участвовать
в исполнении для евреев не буду. И народ наш не должен аплодировать музыке
своего палача! А для желающих слушать Вагнера есть диски, видеозаписи и
билеты на самолеты.
Вагнер был запрещен волею случая. Страшный
еврейский погром, вошедший в историю под именем "Хрустальной ночи", произошел
за 2 дня до первого концерта 3-го сезона филармонии, который должен был
открыться увертюрой к "Нюрнбергским мейстерзингерам" Вагнера. Известия
о "Хрустальной ночи" дошли до Тель-Авива, до оркестра и близких к нему
кругов, среди которых репатриантов из Германии было большинство. И именно
им, в тот день окончательно потерявшим родину, принадлежит инициатива запрета.
Запретный плод сладок, и обсуждать его вместе
с музыкантами принялись люди, в музыке, мягко говоря, не сведущие. К антисемитизму
Вагнера добавили то, что он был излюбленным композитором Гитлера, что его
музыка звучала на нацистских торжествах и, самое страшное, – в лагерях
смерти. Последнее не позволяло даже спорить – как это возможно, когда есть
люди, пережившие Освенцим и Треблинку?
Звучал ли Вагнер в лагерях? Конечно. Вместе
с Бетховеном, Моцартом, Брамсом и даже Мендельсоном, называвшимся "неизвестным
автором". Звучала вся немецкая музыка, из которой Вагнера не выкинешь.
Что же касается праздничного репертуара, то главным его сочинением была
9-я симфония Бетховена, которой в Мюнхене отказался дирижировать все тот
же Тосканини. Среди любимых композиторов Гитлера Вагнер возможно и был,
но, полагаю, были и другие, не запрещенные в Израиле.
Попытки снять запрет предпринимались там же,
где он и возник – в Израильской филармонии. Как правило, они носили дискуссионный
характер, и до музыки дело не доходило. Прозвучал Вагнер с подмостков тель-авивского
"Гейхал ха-тарбут" дважды.
В октябре 1981 года Зубин Мета в конце концерта
предложил послушать антракт из "Тристана и Изольды". После криков возмущения
и возражений маэстро (Израиль – демократия, в которой нет места запретам,
так говорил Мета) из зала ушли 2 оркестранта и несколько слушателей, и
музыка прозвучала, хотя и в шумовом сопровождении.
В декабре 1991 года новую попытку предпринял
Даниэль Баренбойм, исполнив на открытой репетиции тот же антракт из "Тристана"
и увертюру к "Летучему голландцу". Исполнение так же сопровождалось волнениями,
вскоре последовал референдум среди держателей абонементов, среди которых
30 процентов высказались против исполнения Вагнера. Меньшинство оказалось
слишком значительным, и Вагнера по-прежнему не играют в филармонии, а вслед
за ней, законодательницей мод, не играют и в других местах. Но на радиостанции
"Коль ха-музика" Вагнер постепенно стал звучать, а совсем недавно
"Полет Валькирии" услышали по "Решет Бет", и это уже никого не удивляет.
Израильские дирижеры ставят оперы Вагнера по всему миру, причем даже активный
противник Вагнера Юрий Аранович в последнее время включает его в свои программы.
Но на концертах в Израиле по-прежнему табу на Вагнера. К чему оно может
привести?
Вернемся назад. Запретив Штрауса, совершенно
забыли про сменившего его на посту мюзикдиректора рейха Карла Орфа. Этот
у нас в большом почете – его "Карминой Бураной", написанной по заказу нацистской
верхушки в 1937 году, филармония в 1994 году открывала сезон, вступление
в течение полугода звучало по радио в рекламе диска избранных хоровых фрагментов...
Никто и не думал запрещать Листа, постоянно на афишах имена и других антисемитов,
слава Б-гу, не занимавшихся графоманией, и об их отношении к евреям известно
только знатокам, читавшим письма.
В почете ныне и Штраус, причем в таком, который
ему и не снился на родине. После исполнения в 1994 году Иерусалимским оркестром
его "Тиля Уленшпигеля", на следующий год Штрауса заиграла филармония, затем
и остальные оркестры. Сегодня Штраус – один из самых исполняемых в Израиле
композиторов.
Вот к чему приводят запреты. Будут иногда
звучать увертюры к "Тангейзеру" и "Летучему голландцу", а над тем, что
написал о евреях их безумный автор, израильские слушатели будут задумываться
все меньше и меньше, как не задумываются они об антисемитизме Листа, наслаждаясь
"Грезами любви".
Владимир МАК
"Альтернатива 2001"
Сайт создан в системе
uCoz