Время от времени раздаются голоса с призывами отделить антисемитские воззрения композитора от его якобы невинной музыки. Имеются ли для этого основания?
Немецкий композитор Рихард Вагнер умер
в 1883 году, за полвека до того, как нацисты пришли к власти. В своих публикациях
Вагнер "изобличал" физическую и духовную "ущербность еврейского народа",
призывал противостоять оказываемому этим народом влиянию и даже намекал,
что спасение может быть достигнуто только при его исчезновении.
Дискуссия относительно позиций незаурядного
композитора и его роли в истории впервые разгорелась в Израиле в 1981 году
в связи с тем, что Зубин Мета решил включить произведения Вагнера в репертуар
филармонического оркестра. Однако стоило музыкантам приступить к исполнению
Вагнера, как в зале поднялся шум, и выступление было сорвано.
В 1991 году споры вокруг антисемитизма Вагнера
возобновились во время гастролей Даниэля Баренбойма, который исполняет
произведения Вагнера в собственной, оригинальной манере. Баренбойму казалось,
что он сумеет переломить неприятие этого композитора израильскими любителями
музыки. Его ожидания не оправдались: бывшие узники нацистских концлагерей
выразили свой категорический протест.
И вот стало известно, что в Иерусалимском
университете выступит правнук композитора Готфрид Вагнер. Когда он появился
в аудитории, воцарилась мертвая тишина. Публика, состоявшая преимущественно
из людей, чудом спасшихся от нацистских преследований, держалась напряженно.
Собравшиеся ждали, что поведает им этот незнакомец типичной арийской наружности,
правнук того, чьи изречения вдохновляли нацистов, и внук той, на чьей машинке
Гитлер напечатал "Майн Кампф".
- Мне жаль, – нарушил тишину Готфрид Вагнер,
– что статьи моего прадеда не переведены на иврит.
В зале наступило замешательство.
- Если бы вы ознакомились с публикациями моего
прадеда, – продолжал Готфрид, – то у вас не было бы сомнений: нельзя, попросту
нельзя исполнять его музыкальные произведения. Для знатоков творчества
Рихарда Вагнера совершенно очевидно, что оно неотделимо от расистской идеологии,
которую он исповедовал. Изучение его произведений убеждает в том, что они
были продиктованы стремлением воспеть арийскую расу, противопоставить ее
другим, "низшим".
Доктор Готфрид Вагнер пришел к этому заключению
в зрелом возрасте, основательно изучив наследие именитого прадеда. А в
детстве он с гордостью и благоговением говорил о нем. Сам он родился в
послевоенные годы, когда патриотизм в Германии воспитывался на исторических
образах прошлого века, а развязанную Гитлером Вторую мировую войну старались
вычеркнуть из памяти навсегда. Композитора Рихарда Вагнера не предали забвению,
и Готфрид исправно участвовал в фестивалях имени своего прадеда. Ему нравилось
быть в центре внимания, вызывать зависть одноклассников.
Мальчику было девять лет, когда появился документальный
фильм, посвященный его родственникам. Готфрид не мог даже представить себе,
что увиденное на киноэкране перевернет все его представления и во многом
изменит дальнейшую жизнь.
"Фильм был критическим, – вспоминает он. –
В нем приводились факты, о которых я не имел ни малейшего понятия. Неужели
Вагнер был антисемитом? Неужели он говорил о моральной и физической ущербности
евреев? Служил примером и был вдохновителем для нацистов? Мне было трудно
в это поверить... До того момента он был для меня великим композитором,
выдающимся деятелем культуры.
Готфрид дал себе слово, во что бы то ни стало
отыскать ответы на все мучившие его вопросы. Он обратился за разъяснениями
к родителям, но они уходили от ответа:
- Ты еще мал, – говорили они. – Как ты можешь
разобраться в истории? То, что ты видел, это всего лишь пропаганда, да,
да, пропаганда, проводимая по инициативе нью-йоркских евреев. Перед Германией
стоит вполне определенная цель – она нуждается в возрождении, а возвращение
к прошлому может только причинить вред. "Это было моим первым столкновением
с расизмом, – вспоминает Готфрид Вагнер, – и я попросту растерялся". Он
решил провести самостоятельное расследование: когда взрослые были в отъезде,
мальчик тщательно изучил содержимое ящиков, которые ему не разрешалось
открывать. Там он нашел фотографию, где были изображены его отец и дядя
в обнимку с... Гитлером.
Готфрид пришел к заключению, что благодаря
фамилии Вагнер члены его семьи оказались в центре политической жизни нацистской
Германии. Родители его отца числились сподвижниками Гитлера задолго до
того, как имя фюрера приобрело известность за пределами Третьего рейха.
Выяснилось, что его бабушка чуть ли не с детства
дружила с Гитлером. "Когда он отбывал срок тюремного заключения, – рассказывает
Вагнер, – бабушка передала ему свою печатную машинку и пачку нашей именной
бумаги. На листах с вензелем Вагнеров была напечатана книга "Майн Кампф".
"Когда мой муж умер, – поведала бабушка с нескрываемым волнением, - я чуть
было не вышла замуж за фюрера".
Прошли годы, Готфрид стал музыковедом, и тогда
ему открылась связь между расистскими воззрениями великого родственника
и его музыкой.
"Поразительно, что именно в Израиле предпринимаются
попытки реабилитировать творчество Вагнера", – говорит Готфрид. "Его музыка
неразрывно связана с исповедовавшейся им расистской идеологией, она служила
воспеванию превосходства арийцев. Вагнер стремился использовать свои произведения
как орудие пропаганды собственных идей. Потому он не должен упоминаться
в одном ряду с другими великими композиторами, ему не место рядом с Моцартом
и Пуччини".