ЕВРЕЙСКИЙ ПРАВОЗАЩИТНИК АРКАДИЙ АВЕРЧЕНКО
Среди заступников еврейского народа место Аркадия
Аверченко - рядом с Золя и Короленко. Здесь нет никакого преувеличения
роли писателя-сатирика и редактора журнала "Сатирикон" - "Новый Сатирикон"
в деле борьбы с антисемитизмом. Если имена Золя и Короленко стали знаковыми
в связи с громкими судебными процессами - "делом Дрейфуса" и "делом Бейлиса",
то заслуга Аверченко - в повседневном противостоянии националистической
политике царской России в отношении инородцев, и особенно евреев. Еврейская
тема не сходила со страниц "Сатирикона", перу "короля улыбки" принадлежат
десятки политически острых фельетонов, направленных против юдофобов, в
защиту гражданских прав евреев.
Стоило лидеру Союза русского народа депутату
Госдумы Маркову-2 призвать с высокой трибуны к расправам с евреями, как
Аверченко тут же откликнулся фельетоном "Тяжелое занятие". Издевательски
живописует сатирик, как в мучительных потугах рождается эта мысль в его
тупой деревянной голове. В фельетоне "Страшное издание" под влиянием чтения
погромной газеты "Русское знамя" семья обывателя Расхлябина превращается
в животных. Поскольку Семен Юшкевич, известный писатель, не имел права
жительства в Петербурге, власти отказываются поставить ему памятник в столице
после его смерти, потому что памятник тоже не имеет... права жительства
в Петербурге - так смешно и остроумно обыграл Аверченко в фельетоне "Загвоздка"
тему черты оседлости евреев.
Поразительно, как "юморист чистой воды", так
называли его современники, брал в руки ювеналов бич и больно стегал им
мракобесов. Именно за свои фельетоны, а вовсе не за рассказы, где с добрым
юмором, необидно говорилось о национальных чертах и быте евреев, заслужил
он ненависть черносотенцев, которые окрестили его "жидовствующим писателем".
Впрочем, хула врагов звучит как лучшая похвала.
Журнал "Сатирикон", выходивший с 1908 по 1918
год (его запретили большевики за контрреволюционную направленность), отличался
от множества других юмористических изданий тех лет своей социальной физиономией:
здесь бескомпромиссно высмеивали власть предержащих и ее опору - черносотенцев.
Мракобесы объясняли такую позицию тем, что в журнале свили гнездо писатели
и журналисты с еврейскими корнями - В. Азов, О. Дымов и другие. Между тем
чистокровные русские - А. Аверченко, А. Бухов, Тэффи и другие - давали
антисемитам куда более яростный отпор.
В традициях сатириконцев было выпускать специальные
тематические номера, один из которых - № 47 за 1909 год - был полностью
посвящен еврейскому вопросу в России. Он убедительно и ярко высветил весь
спектр проблем, связанных с народом, вынужденным жить в черте оседлости,
лишенным всех гражданских прав. Они нашли свое отражение в фельетонах,
рассказах, стихах, карикатурах, анекдотах, авторами которых были А. Аверченко,
Саша Черный, О.Л. Д'0р, О. Дымов, а также карикатуристы А. Радаков, Ре
Ми и др.
"Гвоздем" номера стал фельетон Аверченко "Еврейская
кровь". Сатирик в буквальном смысле слова раздевает издателя черносотенной
и мракобесной газеты "Новое время" А. С. Суворина, где окопались самые
злые силы реакционной журналистики. И здесь в самый раз вспомнить характеристику,
данную этому изданию и ее фельетонисту антисемиту Меньшикову известным
писателем В. Дорошевичем: он сравнивал "Новое время" с иудиным деревом,
на котором повешен Меньшиков. О том, что он собой представляет, лучше всего
говорит анекдот из "Сатирикона": якобы на похоронах этого пасквилянта,
когда прозвучало традиционное пожелание: "Пусть земля ему будет пухом",
покойный радостно воскликнул: "Только из еврейских перин". Так была проведена
параллель между Меньшиковым и погромщиками, которым почему-то нравилось
вспарывать в еврейских домах перины и любоваться, как летает по воздуху
пух. У убийц тоже свои причуды...
Истолкование О.Л. Д'Ором "Краткой истории
евреев", помещенной в том же специальном номере, действительно отличалось
лапидарностью и состояло из двух слов: "Евреев били..." Били во все исторические
эпохи - в Древнем Риме, в средневековье, в наше время.
Как известно, евреям, за исключением ремесленников,
лиц с высшим образованием и купцов первой гильдии, запрещалось жить без
особого разрешения в столичных городах. В связи с этим журнал поместил
анекдот: "Нет ли у вас, - спрашивает еврей у продавца книжного магазина,
- книги Дарвина “Происхождение вида на жительство”?".
Специальный еврейский номер не был эпизодом
в жизни "Сатирикона". В последующее время сатириконцы не раз и не два возвращались
к этой злободневной теме, а в 1911 году освистали мракобесов, затеявших
провокационный процесс по делу Бейлиса. Тематический номер, посвященный
этой позорной странице российской юстиции, был запрещен цензурой. Тем не
менее сатириконцы ухитрились разместить в следующих номерах все материалы
по делу Бейлиса, и опять же самым острым был фельетон А. Аверченко о ритуальном
ограблении... кассы.
Из обширного наследия сатириконцев, посвященного
еврейской теме, мной отобрано 33 рассказа и фельетона, раскрывающих борьбу
лучших представителей российской интеллигенции за гражданские права и свободы
еврейского народа. По аналогии с книгой А. Аверченко "Дюжина ножей в революции"
этот сборник назван "Еврейское счастье или 33 ножа в спину антисемитизму"
- писатель одинаково ненавидел как большевиков, так и юдофобов, и считал,
что с ними надо разговаривать на понятном им языке. Когда в России безнаказанно
ведется шовинистическая пропаганда так называемыми патриотическими изданиями,
публично оскорбляется национальное достоинство евреев, возрождается фашизм
в лице баркашовцев, взрываются синагоги и оскверняются еврейские кладбища
- такое название книги правомочно и отвечает духу времени.
Остается издать книгу. Кто поможет реализовать
это благое дело и поставит свое имя рядом с именем Аверченко?
Р.СОКОЛОВСКИЙ
Сайт создан в системе
uCoz