ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО, или СОЦРЕАЛИЗМ ПО-ИЗРАИЛЬСКИ
На экране израильская солдатка обучает новую эмигрантку
из России - молодую женщину с абсолютно славянской внешностью - надевать
противогаз. Я вспомнил, как мой знакомый, напуганный слухами об иранском
химическом оружии, во время воздушной тревоги заклеивал изолентой замочную
скважину. 10 лет прошло. Война в Заливе и "большая алия" из СССР - уже
история, фильм об этих событиях - почти "историческое кино".
Фильм называется "Друзья Яны" (реж.
Арик Каплун, 1998; Гран-при МКФ в Карловых Варах). Им открывался фестиваль
израильского кино, проходивший в конце мая в СПб.
Сюжет фильма, мягко говоря, банален. 1990
год. Дом в небогатом районе Тель-Авива. Молодая
пара репатриантов из России снимает в нем квартиру. Муж уезжает в Москву,
оставляя жену Яну (Эвелин Каплун) беременной, без денег, в стране,
готовящейся к войне. В конце концов Яна находит новую любовь - соседа-израильтянина,
будущего кинорежиссера Эли (Нир Леви), пока снимающего свадьбы и
дни рождения. Все хорошо складывается и у других героев фильма, живущих
в том же доме: учитель музыки из России находит благодарных учеников -
израильских детишек, парализованный инвалид ВОВ, которого родственники
заставляли побираться по улицам Тель-Авива, не только встречает свою фронтовую
любовь (ею оказывается хозяйка дома), но и неожиданно излечивается от многолетнего
паралича. Да и война, как мы все помним, закончилась победой антииракской
коалиции… В общем, "немые начинают ходить, а хромые - говорить" (О.Генри).
При всем том особо иронизировать не хочется.
Такое кино снимают во всем мире. С 40-х годов оно получило название "розовый
неореализм" (а итальянцы о таких фильмах говорят "хлеб, любовь и…", по
аналогии с известным у нас фильмом "Хлеб, любовь и фантазия"). Такие фильмы
снимались в СССР периода "оттепели" (и название одного из них - "Дом, в
котором я живу" - идеально подходит к опусу Каплуна).
Что характерно для "розового неореализма"?
Простой сюжет со счастливым концом; чередование драматических, сентиментальных
и комических сцен; затрагивание реальных жизненных проблем: в "Друзьях
Яны" есть и распад семей, спровоцированный эмиграцией, и невозможность
для нового эмигранта найти работу по специальности, и, соответственно,
потеря социального статуса, и "квартирный вопрос". Но все эти проблемы
представляются легкоразрешимыми благодаря солидарности "простых людей".
В "Друзьях Яны" практически нет отрицательных
персонажей: даже весьма неприятные поначалу личности: хозяйка дома (Далия
Фридлянд), молодой жлоб из России (Владимир Фридман), отправляющий
дедушку побираться, - стали такими под влиянием превратностей жизни. И
к концу фильма в них проявляется их истинная - добрая, человеческая натура.
Эта вызывающая старомодная облегченность фильма,
тем не менее, не раздражает. Почему? Ну, во-первых, фильму свойственна
спокойная, непатетичная интонация: например, главные герои занимаются любовью
во время воздушных тревог. Так сказать, любовь под знаком смерти… Но во
время просмотра это не коробит, так как сцены сняты несколько иронически:
очаровательную таксу нужно запустить в специальную кювету, да и целоваться
в противогазах как-то неудобно…. Никто на экране не произносит красивых
слов о миссии еврейского народа, о Священной земле Израиля и т. п. Люди
просто как-то приспосабливаются к новой жизни и даже победа над Ираком
- просто повод для счастливых любовников погулять в веселой толпе и потанцевать
на улице.
Фильм симпатичен тем же, чем привлекал когда-то
настоящий, "высокий" неореализм: интересом и вниманием к жизни обычного
человека, того, кто должен каждый день ходить на работу, кто перехватывает
у соседа стольник до получки, ссорится. А потом мирится со сварливой женой.
Ничего особенно израильского (кроме, конечно,
деталей быта) в фильме нет: такая история могла произойти и в Германии,
и в США, и в Канаде, благо эмигрантов из СССР где только сейчас не найдешь.
И это доказывает, что Израиль неуклонно превращается в нормальную страну.
Б-г знает, хорошо это или плохо.
Я надеюсь, что появится в русско-израильской
среде свой Висконти, Гринуэй или Фассбиндер и снимет правдивый и - к сожалению
- жестокий фильм о том, как вписывалась "большая алия" в израильскую жизнь.
Поверьте, тема заслуживает большого режиссера. Но это будет совсем другое
кино.
Леонид Циткин
Сайт создан в системе
uCoz