Колонка комментатора

РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ЕВРЕИ: СМЕНА ВЕХ

А.Френкель      В Москве вновь разгорелись "иудейские войны". Для того чтобы заметить сие явление, уже не нужно быть внимательным читателем "Международной еврейской газеты" или, скажем, газеты "Ами/Народ мой". Вполне достаточно лишь регулярно смотреть новостные программы НТВ или же ОРТ... При поддержке всех центральных СМИ четыре еврейские "крышевые" структуры - две светские и две религиозные - борются за право говорить от лица "евреев всея Руси". Причем, что характерно, главная линия разлома проходит именно по религиозным структурам - имеющим, учитывая поголовную нерелигиозность российских евреев, наименьшие права на общенациональное представительство. Такова парадигма общественного развития, как любят говорить политологи.
     Характерен и стиль ведения "боевых действий". Поддерживающее одну из сторон ОРТ с готовностью перенесло на "еврейскую улицу" опыт ведения информационных войн, полученный в ходе недавних предвыборных кампаний. Одна из противоборствующих еврейских групп у нас - ну просто наймиты американского империализма. А другая - настоящие российские патриоты... Издающийся в Москве глянцевый журнал оглушил читателей сообщением, что президент Путин с детства знает о Хануке и о Шабате. И все это в стилистике "Ленин очень любил детей"... Противоположная сторона тоже пытается не отставать. Каждый номер уже упомянутой "МЕГ" открывается, как сводкой с театра боевых действий, сообщением о том, сколько уже дней общины России лишены Свитков Торы из госхранилищ - из-за противодействия противной стороны, разумеется...
     Пусть иронический тон моего изложения не введет в заблуждение читателя и читатель не подумает, что еврейская свара у подножия российского трона меня забавляет или, тем более, радует. Просто фарсовость всего происходящего не позволяет использовать какой-либо другой тон. Ну не начинать же серьезно анализировать тему "Детство Путина и евреи"?
     Но должен прямо сказать - во всем происходящем я вижу и определенный позитив. По сути - болезненно и противоречиво идет процесс врастания организованной еврейской общины России в политическую систему страны. Можно сказать и шире - идет процесс формирования гражданского общества, частью которого еврейская община является. Повышенная конфликтность - верный признак того, что происходят значимые изменения. Вероятно, мы наблюдаем начало качественно нового этапа в отношениях российского еврейства и государства.
     Еще каких-то 12-13 лет назад говорить об отношениях еврейской общины страны с государством было невозможно, – организованной еврейской общины попросту не существовало. Никакой. Даже марионеточной, фиктивной, бумажной. Даже из "Антисионистского комитета советской общественности" всесоюзной структуры не создали. До такой степени все задавили, что, когда в конце 80-х понадобилось срочно соорудить лояльную власти альтернативу независимому (подпольному) еврейскому движению - не получилось абсолютно ничего.
     В 1989-90 годах независимое еврейское движение вышло на поверхность. С начала 90-х годов началось бурное формирование общинных структур - образовательных, благотворительных, религиозных, культурных. В кратчайший срок в независимой России возникла организованная еврейская община. Возникла - и оказалась в ситуации абсолютного общественного вакуума. После десятилетий тотального контроля (и тотального запрета) всех еврейских общественных проявлений - вдруг возникла ситуация полного равнодушия ко всем этим проявлениям. В одночасье картина перевернулась. Теперь уже еврейские активисты пытались привлечь к своей деятельности внимание государственных чиновников, политиков, журналистов - и безуспешно. Порой ситуация выглядела парадоксальной - прибывавшие в Россию делегации американских конгрессменов считали своим долгом встретиться с местными еврейскими лидерами. Но пробиться на прием к мелкому министерскому служащему для тех же еврейских лидеров было проблемой. Еврейские благотворительные структуры распределяли колоссальные объемы гуманитарной помощи, в том числе и среди неевреев. Но добиться координации этой работы с государственными социальными службами было практически невозможно... Создание каналов взаимодействия с государством стало важнейшей задачей организованной еврейской общины.
     Прорыв был осуществлен в 1996 году. Его знаменуют два события. Первое - это принятие Думой Федерального закона о национально-культурной автономии. Изначально неработоспособный, юридически невнятный, этот закон, тем не менее, продекларировал наличие определенных обязательств государства по отношению к национальным меньшинствам. В государстве с неработающими законами декларации порой важнее юридических норм (к сожалению, разумеется...).
     Второе событие - учреждение в Москве Российского еврейского конгресса (РЕКа) во главе с медиа-магнатом Владимиром Гусинским. Готовность крупнейших предпринимателей страны влиться в организованную еврейскую общину (и не на рядовых ролях, конечно же) радикально изменили ситуацию. Личное влияние группы бизнесменов стало преобразовываться во влияние общины. Демонстрировать покровительство евреям стало правилом хорошего тона в кругах политической элиты. Президент страны открывал новую синагогу - куда уж дальше. А ведь и десяти лет не прошло, как за иврит и лекции по Торе сажали... Как бы ни сложились в дальнейшем общественная судьба РЕКа и личная судьба Владимира Гусинского, им отведено значимое место в новейшей истории российского еврейства. Именно они сломали барьер стыдливого отторжения еврейской общины политической системой страны.
     Сегодня мы наблюдаем становление нового этапа в отношениях еврейской общины и государства - этапа разрушения монополии на еврейское представительство. В минимально демократической, минимально конкурентной общественной среде ни одна самопровозглашенная группа не может претендовать на монополию. Рано или поздно найдется другая группа - не менее богатая и влиятельная. А значит, - нужно искать компромиссы и выстраивать более цивилизованные формы общественного диалога. Значит, - на общественной сцене должны звучать разные голоса. Значит, - государство не должно быть верховным арбитром, определяющим жизнь автономных общественных корпораций. Эти банальные истины рано или поздно придется понять всем участникам происходящих сегодня событий. И государственным чиновникам, считающим, что они могут выбирать себе "хороших евреев" для политического представительства. И еврейским лидерам, столь безответственно выносящим сегодня внутриеврейские проблемы, в том числе и теологические, на глумливый суд газетных репортеров.
     Какой бы грязью ни сопровождались процессы, как бы все происходящее ни подрывало авторитет еврейской общины, во всем этом есть основания для сдержанного (весьма сдержанного!) оптимизма. Наша община становится более зрелой. Гражданское общество в России становится более зрелым. Политическая система страны становится более зрелой. Взросление проходит болезненно и сопровождается дикими проявлениями. Но рассчитывать на другое было бы наивно.
     Пессимисты могут сказать - ну какие тут основания для оптимизма, когда на сцене - все те же лица. И главный раввин, вокруг кресла которого разгорелся такой сыр-бор, все тот же. И президент страны - бывший чекист. А стилистика телерепортажей такая, будто орудуют все те же "специалисты по еврейскому вопросу в штатском", что "профилактировали" еврейских активистов в 80-е годы... Да, лица-то те же. Но изменились правила игры! По этим новым правилам президент считает необходимым позировать перед телекамерами в компании с людьми в черных широкополых шляпах, а телеканалы соревнуются в осуждении вандализма на еврейском кладбище. До цивилизованного и ответственного общественного поведения это пока что весьма далеко. Но - опять-таки - сравните с тем, что было еще десяток лет назад.
     За московскими "иудейскими войнами" малозамеченным оказалось одно событие, также наглядно свидетельствующее об изменении правил игры в российской общественной жизни. Печально знаменитый генерал Альберт Макашов не смог собрать необходимого числа подписей для регистрации в качестве кандидата в губернаторы Самарской области. Еще совсем недавно он был одним из самых ярких лидеров "левопатриотической оппозиции", одной из наиболее заметных фигур крупнейшей политической партии страны - КПРФ. И вот - полная политическая маргинализация. Такова плата за публичную юдофобию, за громогласных "жидов" с думской трибуны. Правила игры сегодня "жидов" уже явно не предусматривают. Поучительный крах политической карьеры. Может, кого и заставит призадуматься.
Александр Френкель
От редакции.
     Материал был написан и поставлен в номер до ареста Генпрокуратурой Владимира Гусинского 13 июля. Автор и редакция приняли решение не вносить в статью какие-либо измениния. Газета "Ами" в последующих номерах несомненно вернется к событиям в Москве.
Сайт создан в системе uCoz