Четвертый Клезфест в
Петербурге
В жаркие дни начала июля во дворике небольшой
гостиницы при Областной больнице в Озерках наблюдалось странное явление:
обычно тихий двор с раннего утра оглашался звуками еврейской музыки, и
она не смолкала весь день. Мелодии неслись из раскрытых окон всех трех
этажей. А однажды вечером музыкально-танцевальное действо выплеснулось
наружу. Оттесненная в угол двора танцующими, самозабвенно играла клезмерская
капелла: кларнеты, скрипки, альт, контрабас, аккордеон, ударные. Из окон
примыкающего к гостинице больничного корпуса с большим удивлением глазели
на все происходившее пациенты - видимо, и музыка, и танцы казались им очень
странными, необычными. На самом деле не происходило ничего особо удивительного
- это был просто-напросто “мастер-класс по еврейскому танцу”. Проводила
его хореограф Фаина Кузьмина в рамках программы клезмерского фестиваля,
о котором мы были загодя извещены рекламой, помещенной в “Ами” Еврейским
общинным центром Санкт-Петербурга (ЕОЦ). Из нее мы узнали, что в Петербург
приглашаются музыканты-клезмеры и исполнители идишской песни. А 1 июля
они и приехали сюда. Из ближних и дальних мест - из Риги и Ташкента, Кишинева
и Омска, Саратова и Запорожья, из больших городов и малых местечек, где
евреи, как ни странно, еще живут и даже поют свои песни. И поселились они
(уже в четвертый раз) в маленькой гостинице в Озерках. Здесь они кормились,
репетировали, обменивались информацией, главное - учились. Для этого же
организаторы фестиваля пригласили знающих, опытных и хорошо нам знакомых
по прежним клезфестам преподавателей.
Ядро педагогической группы снова составили
замечательные знатоки и исполнители еврейской музыки Адрианна Купер
и Залмен Млотек (США), Мерлин Шеферд (Англия). Знаменательно,
что и у себя дома они определяют и организуют культурную - музыкальную
и театральную - жизнь тамошних евреев (и не только евреев). Адрианна -
директор программ развития “Арбейтер Ринга” (старейшей культурно-просветительской
организации американских евреев), Залмен - содиректор самого известного
в США Нью-Йоркского еврейского театра “Фолксбине”, а Мерлин Шеферд в качестве
музыкального директора и кларнетиста принимает участие в постановках Королевского
Шекспировского театра.
Кроме того, все они участвуют в клезкемпах, дают мастер-классы, Мерлин
разъезжает по свету с созданной им клезмерской группой “Будовиц”. Гастролируют
в качестве руководителей хоровых коллективов Адрианна и Залмен, Адрианна
с большим успехом дает сольные концерты. Неудивительно, что их выступления
были гвоздем программы на обоих концертах нынешнего питерского Клезфеста.
Первый прошел 2 июля в помещении “Хэсэд Авраам”, второй, заключительный
- 5 июля (на сцене Дома актера). Оба - с большим успехом и при сверханшлаге.
К несчастью, после первого концерта Залмену пришлось вернуться домой -
он получил известие о кончине отца (известного журналиста и литератора,
соредактора идиш-“Форвертса” Иосифа Млотека). Коллегам Залмена по Клезфесту
пришлось приложить немало усилий, чтобы компенсировать его отсутствие.
В программе Клезфеста приняла участие и целая
группа “отечественных” преподавателей. Вот их имена:
Леонид Сонц (Казань), скрипач-виртуоз,
руководитель клезмерского ансамбля “Симха” и дочерних коллективов в Казани
и Туле, неизменный участник всех петербургских клезфестов и наш частый
гость.
Чета Хаздан. Евгений Хаздан, директор
Центра Еврейской музыки, руководитель ансамбля “Kle zemer”, участвовавшего
во всех четырех наших клезмерских фестивалях, пианист и композитор, один
из организаторов и автор программ всех клезфестов. Он аккомпанировал вокалистам
и солистам-скрипачам, а на заключительном концерте, заменяя Залмена, -
Адрианне Купер. Женя Хаздан (она), организатор и руководитель детской
фольклорной студии “Нигун”. Участвуя в программе, она прочла несколько
лекций, посвященных идишской песне и хасидским нигунам.
Леонид Гуральник, музыковед, сотрудник
Центра еврейской музыки, прочел лекцию о выдающихся собирателям еврейского
фольклора и провел круглый стол, на котором участники Клезфеста обменялись
информацией о положении дел на “еврейской музыкальной улице” в тех местах,
откуда они приехали.
Аркадий Хунович Гендлер рассказал об
участии в еврейском фестивале в Беркли (США). А.Х.Гендлер, старейшина нашего
Клезфеста, родился в Бесарабии, в Сороках. Оттуда его великолепный идиш
и огромное множество песен, которые он так задушевно поет (в США в этом
году он записал компакт-диск). Аркадий Хунович преподает идиш в еврейской
школе в Запорожье, и на нашем Клезфесте он уже второй год выступает как
преподаватель идиша для начинающих.
Разговорную практику (шмуэс) для продвинутых
в языке вела в этом году Людмила Шолохова (Киев). Мила - научный
сотрудник Библиотеки им. В.И. Вернадского, где хранятся материалы этнографических
экспедиций Ан-ского 1912 - 1914 гг. На основе музыкальных записей, сделанных
участниками этих экспедиций Ю.Энгелем и З.Кисельгофом на восковых валиках,
Л.Шолохова недавно защитила кандидатскую диссертацию. Свое выступление
на круглом столе и прочитанную ею в программе Клезфеста лекцию она проиллюстрировала
именно теми уникальными записями, переведенными с помощью современной бесконтактной
методики на компакт-диск, приобщив своих слушателей к бесценным сокровищам
нашего прошлого, которое еще недавно казалось безвозвратно утерянным.
Нельзя не отдать должное огромной организационной
работе, проделанной директором ЕОЦ Александром Френкелем - и не
только в дни фестиваля, а в долгие предшествовавшие ему месяцы. А администраторами
Клезфеста были Лика Френкель и Ефим Бабушкин, потратившие
много сил и нервов, чтобы все шло гладко, без сучка и задоринки.
Ну, а теперь расскажем, наконец, об участниках
программы, ради которых соединили свои усилия столько людей. Многие из
приехавших в этом году в Петербург уже были на прежних Клезфестах. Это
кишиневцы Ефим Черный, Сюзанна Гергус и Анжела Пихут; вокалистка ансамбля
“Симха” Алина Ивах и скрипачка Настя Попова из Казани; участники тульского
клезмерского ансамбля “Алевай” Миша Хатилин и Паша Балин; солист самарского
ансамбля “Алия”, одного из старейших в России, Александр Родин (впервые
в этом году принял участие в программе Клезфеста и соруководитель “Алии”
Марк Коган); вокалистки Мария Якубович (Ташкент) и Жанна Янковская (Омск);
скрипач Давид Чернявский, в прошлом житель Петербурга и солист ансамбля
“Kle zemer”. Отрадно, что все они заметно выросли за последнее время,
расширился репертуар, и во многом благодаря участию в прошлых Клезфестах.
Но, разумеется, было и много “новеньких”. В этом ведь и назначение нашего
Клезфеста - вовлекать новых людей, учить их, давать репертуар, помогать
им завязывать полезные знакомства, интересоваться ими и опекать их круглый
год.
В этом году, по наблюдению организаторов Клезфеста,
“контингент” его участников заметно помолодел: в его составе были дети
из фольклорной группы “Нигун” (Маша Цейтлина, Митя Гордон, Сонечка Хаздан),
приехали из Ярославля юные сестры-близнецы Аня и Катя Казьянские - новоявленные
“сестры Берри”, существенно расширился состав ансамбля юных инструменталистов
“Kle zemer”. Кстати, расширилась и география фестиваля: впервые приехали
музыканты из Винницы, Красноярска, Нижнего Новгорода, Острога и других
мест.
Еще одним интересным наблюдением поделились
со мной организаторы фестиваля: национальный состав его участников становится
год от года все более пестрым. В этом году были у нас грек из Саратова
и татарин из Казани, много русских и украинцев. Евреи пока в большинстве,
но, похоже, Россия идет по пути Германии, Польши, отчасти США, где еврейскую
музыку исполняют немцы, поляки, цыгане, американцы - кто угодно, - и интерес
к ней у нееврейского населения растет.
Нынешний фестиваль отличался от всех предыдущих
и тем, что после заключительного концерта он не закончился. Небольшая сильная
группа музыкантов отправилась затем в США, где продолжила выступления.
Наши клезмеры (из Кишинева, Казани, Петербурга) дали там три концерта -
в Кливленде, Детройте, Нью-Йорке. Они были приурочены к столетию “Арбейтер
Ринга”. Их организация легла на плечи Адрианны Купер (она же в них и участвовала).
Одна из проблем, которую пришлось решать Адрианне, заключалась в том, что
пятерым из десяти наших музыкантов американское посольство не предоставило
виз. Поэтому там, в Штатах, к нашей группе присоединилось несколько американских
музыкантов. Самые яркие из них - кларнетистка Маргот Леверетт, пианист
и композитор Биньомин Шехтер. Выступали в парках, на открытых сценах. Аудитория
была большой и исключительно благожелательной. Заключительный концерт в
Нью-Йорке посетили наши американские друзья и бывшие земляки: Залмен Млотек
со всем своим семейством и матерью Ханой Млотек, Мартин Хорвиц, директор
Нью-Йоркского Фонда развития еврейских общин, главного спонсора наших Клезфестов,
Шейла Фокс, участница прошлогоднего нашего фестиваля. Была на концерте
и Лариса Печерская, ее многие помнят по Питеру. Она была преподавателем
на первом Клезфесте.
Чем еще был необычен нынешний фестиваль? -
такой вопрос я задала музыкальному руководителю Клезфеста Е.Хаздану. Вот
его ответ: “За последнее время мы сильно продвинулись в издательских проектах.
Удалось издать несколько музыкальных сборников, которые мы смогли предоставить
участникам программы. К началу Клезфеста был приурочен выпуск сборника
песен из репертуара Нехамы Лифшицайте. Инструменталисты, участвовавшие
в фестивале, получили от нас сборник “Еврейские народные мелодии” из коллекции
И.Э. Зборовского. Мы подготовили учебные пособия, буклеты, совместно с
петербургским ОРТом записали на мультимедийный диск лучшие образцы еврейской
музыки из нашей коллекции”.
Необычно интенсивным было в этом году и информационное
освещение хода фестиваля всевозможными СМИ - газетами, радио, телевидением.
Появилась и статья в Интернете об американских гастролях наших клезмеров.
Радиожурналист из США Сирил Робинсон и корреспондент еврейских газет “Форвертс”
и “Джуиш кроникл” Сэм Грини ежедневно отслеживали ход Клезфеста. Корреспонденции
о фестивале появились в газетах “Коммерсант” и англоязычной “Санкт-Петербург
таймс”. По нашему местному телевидению был показан сюжет. Производились
съемки для германского телевидения и одного из телеканалов Нью-Йорка. Такого
“массированного” интереса со стороны СМИ к еврейской жизни Питера мы еще
не наблюдали. Благодаря им о нашем фестивале узнала широкая публика и у
нас в стране, и за рубежом. Конечно, это скажется и на будущих фестивалях,
в первую очередь, я думаю, возрастет поток желающих попасть на программу.
Уже в этом году организаторы получили 150 заявок, это в 5 раз больше числа
мест. Возможно, в будущем масштабы нашего фестиваля придется расширить,
удастся привлечь новых спонсоров.
Итак, прошел еще один замечательный праздник
еврейской музыки, с ощущением которого мы будем жить до будущего лета -
до нового Клезфеста. Мы услышали лучшие образцы вокального и инструментального
фольклора - уже знакомые и совершенно новые, неизвестные. Это означает,
что источник еще не иссяк. И в каком исполнении! Сводная клезмерская капелла,
которую сформировал и обучил в дни фестиваля Мерлин Шеферд, играла (и пела)
в традиционной манере клезмерскую музыку из репертуара румынского клезмерского
оркестра начала ХХ века. “Кливлендская группа” (готовящаяся под руководством
Л.Сонца к американским гастролям) выступила в более современной манере.
И те, и другие пользовались заслуженным успехом у публики. А неизбежные
накладки прошли, слава Б-гу, незамеченными. Жаль только, что песни, исполнявшиеся
нашими вокалистами на идише, не предварялись переводом или хотя бы пересказом
содержания, как это делала Л.Шолохова при выступлении Адрианны Купер. Ведь
далеко не все слушатели-евреи знают идиш, к тому же концерты наших музыкантов
привлекли не только еврейскую публику. Видеозаписи обоих концертов и будней
последнего Клезфеста, как и всех предыдущих, хранятся в Центре еврейской
музыки при ЕОЦ.
В заключение хочется еще раз поблагодарить
организаторов Четвертого Петербургского Клезфеста и, конечно же, его спонсоров
- Фонд развития еврейских общин России и Украины (США), “Джойнт”, общину
г. Кливленда (США) - за это грандиозное событие, свидетелями которого нам
посчастливилось стать.
Е.Ш.
Фото А.Наделя , М.Хейфеца
Сайт создан в системе
uCoz