Река времени
Исторические события часто уподобляют таким
"камням", брошенным в реку времени. Сначала ее поверхность приходит в волнение,
и во все стороны расходятся волны. Но постепенно река времени успокаивается,
и забвение заглаживает морщины с ее лица. Камень спокойно лежит на дне,
словно он никогда и не нарушал спокойствия вод. Такое примитивное представление
о связи прошлого с настоящим обладает важным преимуществом: оно кажется
очевидным.
Однако эта очевидность обманчива, поскольку
связь между исторической причиной и следствием отнюдь не столь тривиальна.
Не всякое событие, наделавшее в свое время много шума, оставляет глубокий
и продолжительный след. Еще труднее объяснить противоположный эффект, когда
малозаметное происшествие, которое почти не привлекло, внимания современников,
с годами приобретает все большее значение, и влияние его не уменьшается,
но, напротив, постоянно растет.
И в отдельной человеческой жизни, и в истории
народа и человечества мы находим семена будущих великих событий, которые
почти неотличимы от пыли. Все это заставляет усомниться в истинности механистической
модели и думать о времени скорее в биологических, нежели в механистических
категориях.
Что означают слова пророка: "Как дни дерева, так
будут дни народа Моего"?
Корни
Дерево — это и молодые свежие ростки, тянущиеся
ввысь, и старые, утратившие гибкость ветви, и омертвелые участки коры,
и даже высохшие сучья. Могучий ствол и крепкие корни придают дереву устойчивость,
укореняют его в земле. В них — прошлое дерева. Юные податливые ростки,
нежные, еще не сформировавшиеся побеги — его настоящее, его сегодняшний
рост. И есть еще почки, едва наметившаяся завязь — будущее дерева, его
надежда.
Прошлое запечатлено не только в событиях,
некогда отметивших дерево своими знаками, — оно продолжает жить и в настоящем.
Холодная зима или благодатное лето не проходят бесследно. Дерево увековечивает
их размерами кроны, мощью ствола, обилием плодов. Прошлое формирует облик
настоящего и остается в нем. И чем моложе организм, тем ярче запечатлевается
в нем его прошлое. Глубокий порез на стволе, удар молнии куда заметнее
на молодом дубке, чем на старом, гораздо сильней изменяют его облик.
Каждый организм переживает период становления,
когда на него легко оказать влияние, и оно приводит к серьезным сдвигам.
Созревая, организм приобретает устойчивость, и тогда лишь редким
воздействиям исключительной силы удается изменить его.
Голоса мудрецов
В свете сказанного становится понятным, сколь
важную роль в жизни еврейского народа играет его прошлое. Более того, во
многих случаях минувшее ощущается не менее живо, чем сегодняшний день.
Давние события и лица исторической драмы продолжают и ныне сохранять свою
актуальность.
О живом отношении к прошлому свидетельствуют
глаголы настоящего времени при ссылках на авторитеты: "Абайе говорит",
"Рава утверждает", "Рамбам пишет". Голоса мудрецов древности звучат сегодня
не менее громко, чем речи выдающихся современников, их влияние не уступает
последним. Создается впечатление, что вся история еврейского народа с его
мудрецами и мучениками, царями и пророками, развертывается одновременно.
Эта история действительно подобна дереву,
чьи корни и листья связаны одним стволом, одной общей судьбой. Поэтому
мы обращаем взгляд к минувшему не только для того, чтобы извлечь из него
урок, отыскать параллели настоящему. Сквозь призму прошлого мы всматриваемся
в себя, видим, как прошлое продолжает создавать наш сегодняшний день.
Структура, сложившаяся в давно минувшие времена,
стала формообразующей основой, и жизнь теперь строится в соответствии с
ней. Важное событие прошлого сохраняет силу, даже пережив воспоминания
о себе.
Оно становится исторической матрицей, продолжая
чеканить настоящее по своему образу и подобию.
Праздник Хануки был установлен лишь спустя
год после победы. Причину этого промедления объяснил рабби Ицхак Меир из
Гур. По его словам, мудрецы выжидали: действительно ли совершилось событие,
наложившее отпечаток на будущее? И лишь когда через год, в те же дни, праздничное
чувство возникло вновь, сомнения были отброшены.
Контуры будущего
Как строится повествование в Танахе? В центре
его неизменно оказываются архетипические (первозданные) личности. Адам,
первый человек, его жена Хава, их потомки — те, чьи поступки предопределили
облик человеческого рода. В одном ряду с ними праотцы, чья судьба послужила
прообразом еврейской истории, а личности кардинальным образом повлияли
на характер народа.
Смысл афоризма "Деяния отцов — знамение сыновьям"
заключается в метафизической повторяемости событий. Жизнь, прожитая предками,
служит потомкам не только положительным или отрицательным примером. Она
намечает контуры будущего, предопределяет судьбу последующих поколений.
Исторический облик народа Израиля сложился "по образу и подобию" праотцов.
Зерна и плоды
Значительная часть комментариев Рамбама к
Торе посвящена иллюстрации и развитию этого положения. Он показывает, каким
образом события частной жизни Авраама, Ицхака и Яакова становились формой,
в которую отливалась жизнь их потомков. Аналогичным образом исход из Египта
не остался сагой о великом и невозвратно ушедшем прошлом, а приобрел типологические
черты, проступающие в судьбе каждого нового поколения. Ту же роль играли
в веках и продолжают играть в современности образы Давида, основателя израильского
царства, и строителя Храма Шломо. Даже детали их повседневной жизни обрели
важное культурообразующее значение.
Вместе с тем события, представлявшиеся в свое
время чрезвычайно важными и, казалось бы, заслуживавшие самого почетного
места в исторической летописи, сплошь и рядом удостаиваются в Танахе лишь
беглого упоминания. Таковы сражения и победы, завоевания и падения царств,
о которых порой сообщается мимоходом, ибо подобные "великие деяния", в
сущности, ничего не давали грядущему, из них невозможно было извлечь драгоценные
зерна, способные принести плоды поколениям потомков.
Если вы хотите приобщиться к сокровищнице иудаизма,
больше узнать о еврейской культуре и лучше понимать ее особенности, обращайтесь
к нам - программа "Лимудим" в увлекательной и доступной форме поможет вам
сделать первые шаги.
Присоединившись к "Лимудим", вы получите необходимые
материалы для самостоятельного освоения программы. А именно: классические
еврейские источники (с русским переводом), статьи, методические рекомендации,
а также анкеты, позволяющие проверить уровень знаний и закрепить пройденный
материал. Курс разработан в двух вариантах: для взрослых и для школьников.
Адрес для предложений, получения информации
о деятельности института и отсылки материалов:
109240. Москва, а/я №44
Тел/факс: (095) 9150409; 9153165
E-mail: lamed@glasnet.ru
Эта публикация стала возможной благодаря поддержке Института изучения иудаизма под руководством раввина А.Штейнзальца.