Нет, Иерусалим, - конечно же, символ. На протяжении без малого двух тысяч
лет галута изо дня в день каждый еврей, где бы он ни жил, каждый раз, благословляя
насытивший его хлеб, произносил “Бе шана абаа бе-Иерушалаим” - “В будущем
году - в Иерусалиме”. Разумеется, далекий Иерусалим был символом, залогом
и обещанием неизбежного возвращения на историческую родину, символом и
залогом возрождения там еврейского государства. Кому-то может показаться
странным, но таким символом он был и остается для всех евреев. Для тех,
кто миллионнократно повторял: “В будущем году...” и для тех, кто, как автор
этой статьи, знал об этой традиции только из книг. Две тысячи лет он был
символом и залогом того, что эти чаяния сбудутся.
Разве можно отрицать духовную связь Иерусалима
и с христианским миром? Здесь, в столице еврейского государства, зародилась
вторая монотеистическая религия. Здесь произошли многие события, описанные
в священных для христиан книгах.
Неоспоримо и духовное значение Иерусалима
для мусульман. И ислам - третья монотеистическая религия - связан с Иерусалимом
хотя бы тем, что в основе его лежит все тот же иудаизм. Было бы странно,
если бы в Иерусалиме не было мусульманских святынь - мечетей. Возведенных,
между прочим, на Храмовой горе, где дважды был построен и дважды был разрушен
первый Храм единому Б-гу. Ему, кому, вслед за иудеями, молятся сегодня
и христиане, и мусульмане.
Однако Иерусалим не только символ - он реальный
город. И не просто город - столица Государства Израиль. Если быть точным,
исторической столицей он оставался всегда. Пятьдесят лет назад он вновь
стал юридической столицей Государства Израиль.
И это справедливо: вернулось на свое историческое
место государство, и занял свое законное место Иерусалим. Можно утверждать,
Иерусалим ждал своего часа. Ждал две тысячи лет и за это время не был ничьей
столицей. Как не было здесь никакого другого государства. Нельзя же всерьез
говорить как о государственном образовании о государстве крестоносцев:
это было государство без народа, что-то вроде военного поселения, просуществовавшего
так недолго, что мало кто вообще о нем помнит.
Спор о символах ведется на уровне эмоций.
Хотя, с моей точки зрения, спор этот попросту нелеп: каким образом можно
убедить оппонентов, что твой символ важнее или главнее? О символах пора
перестать спорить. Нужно просто чтить свои и уважать чужие.
По этой причине меня очень огорчило высказывание
Иоанна-Павла Второго. Он предложил вернуться к постыдному решению Генеральной
Ассамблеи ООН отдать Иерусалим под международное управление. Якобы только
в этом случае будет обеспечена свобода отправления религиозных обрядов
верующими всех религий и конфессий.
Я назвал решение ООН постыдным потому, что
оно лишало возрожденное еврейское государство законной исторической столицы,
и было продиктовано откровенным желанием, чтобы и волки были сыты, и овцы
целы. Иными словами, чтобы провозглашенное на бумаге еврейское государство
так и осталось на бумаге. Когда же эти чаяния не сбылись, ООН приняла другое
решение, приравнявшее сионизм к нацизму. Предложение Иоанна-Павла Второго
столь же оскорбительно для Государства Израиль, как и упомянутое постановление
ООН.
|
С той поры, как Иерусалим вновь стал юридической
столицей Государства Израиль, прошло тридцать три года. И все это время
в Иерусалиме свободно функционируют все храмы всех религий и конфессий.
Паломники и молящиеся не испытывают никаких ограничений. Разве что евреи
не имеют доступа на Храмовую гору. Но, полагаю, не это обстоятельство обеспокоило
понтифика. Да еще в благодарность за радушный прием паломники из Ливии,
выступая по израильскому радио, заявили, что Израиль должен быть уничтожен.
Полагаю, предложение Папы Римского не стоит
даже обсуждать: слишком много городов, в том числе столичных, придется
отдать под международное управление, если следовать высказанному им принципу.
Что до желания палестинцев устроить в Иерусалиме
свою столицу, то оно понятно. Но неосуществимо. По той простой причине,
что у них нет никаких прав на этот город. Как уже говорилось. Иерусалим
никогда не был столицей никакого другого государства, кроме Государства
Израиль. Если вести речь о палестинцах, то у них вообще никогда не было
государства на территории, где они живут сегодня. Сейчас им предоставляется
возможность создать такое государство. Впервые. Новое, с иголочки, государство
должно получить и новую столицу. Ее нужно построить точно так же, как предстоит
построить государство.
К сожалению, в памяти палестинских лидеров
сохранились воспоминания о давних временах, когда завоеватели, уничтожив
или поработив побежденный народ, вместе с награбленным имуществом приобретали
в “собственность” и завоеванную столицу. Повторить нечто подобное с Иерусалимом
препятствуют некоторые обстоятельства. Во-первых, изменились времена. Во-вторых,
палестинцы действительно попытались уничтожить только что возродившееся
еврейское государство. Но попытка оказалась неудачной. Неудачными окажутся
и все следующие попытки. Если они будут.
Святыни, конечно, в новую столицу не перенесешь.
Да это и не нужно. Святыни останутся на своих местах, и доступ к ним будет
обеспечен беспрепятственный. Мало ли разных святынь находится в чужих столицах!
Никому ведь не приходит в голову их делить. Столицы, разумеется, - святыни
могут быть общими.
На что действительно может согласиться Израиль
- оказать помощь в строительстве новой столицы нового государства. Материальную
и техническую помощь. И не нужно прижиматься к Иерусалиму. Своя столица
вовсе не обязательно должна стоять вплотную к чужой. Даже лучше, если на
некотором отдалении.