Известно, что разные люди верят в разные вещи.
Например, я верю в то, что N. - честный человек, а кто-то другой в это
не верит. Кто-то верит, что евреи подмешивают в мацу кровь христианских
младенцев, а кто-то не верит. В некоторых случаях различия веры не мешают
людям сосуществовать, а в некоторых - мешают. Разумеется, это зависит от
степени различий, но важна и ситуация. В конце концов, вера - дело внутреннее,
она "находится" во мне, и если я не сообщаю о ней окружающим... А в каких
случаях я сообщаю? Либо если это предписывается самой верой (крест на шее,
кипа, куфия, чалма), либо если мои психологические особенности и ситуация
момента таковы, что я своими действиями начиная сообщать "я - приверженец
такой-то веры". Например, происходит борьба за какой-то ограниченный ресурс,
скажем за государственные дотации (речь идет о странах, где окологосударственная
религия содержится государством, например, о сегодняшней России) или за
власть. А власть ценна потому, что на определенной стадии развития общества
(например, в сегодняшней России), обладание властью приводит к обогащению,
и даже более того – настоящее обогащение невозможно без обладания властью.
Разным религиям в разной степени свойственны
миссионерские тенденции, с разной настойчивостью они распространяют свои
взгляды. Зависит степень этой настойчивости и от общей политической ситуации
в стране, и от уровня культуры. Например, в России, со слабой, ищущей союзников
властью, православие медленно, но верно становится государственной религией.
Оно проникло в армию, и делает небезуспешные попытки проникновения в школу.
Газеты, которые некоторое время назад писали о финансовых махинациях русской
православной церкви, перестали затрагивать эту тему. Все это происходит
на фоне традиционного для русского православия антисемитизма. Да что говорить
о православии, если даже обличитель его пороков, "православная диссидентка",
действительно мужественный и честный человек Зоя Крахмальникова - и та
считает Катастрофу божественной педагогикой, примененной для воспитания
евреев, полагает, что евреям предстоит жить в условиях ненависти, презрения
и страха до тех пор, пока они не крестятся. Мало того, она считает, что
Катастрофа - это трагедия христианства, но виновны в этой трагедии евреи.
Может быть, хватит? Напоминаю - это не рядовой верующий и не глава церкви
- это их диссидент, несогласный и прогрессивный. Всем нам известны расхождения
иудаизма и христианства. Троицу иудаизм воспринимает как многобожие, учение
об отпущении грехов и искуплении - как проповедь безответственности, в
конечном итоге и приведшую к Катастрофе (поскольку фюрер все решил за меня
и "избавил нас от химеры, именуемой совестью"). Нет, и не может быть в
иудаизме первородного греха у младенца, и поэтому взрослый человек не должен
искать спасения у сулящей ему искупление - т.е. христианской - церкви.
В иудаизме главная заслуга человека – его дела, поэтому праведником может
быть и нееврей. Наконец, "техническая" сторона дела. Иисус никак не мог
быть мессией - свидетельства Торы (а ее признают и христиане) совершенно
однозначны и разобраны во многих книгах. Может быть, именно поэтому в некоторых
ветвях христианства рядовым верующим не полагалось читать "Ветхий Завет".
Как в Советском Союзе не полагалось читать старые издания Владимира
Ильича (некоторые его тексты редактировались от издания к изданию, а некоторые
просто не публиковались).
Христианство и иудаизм сегодня - очень далекие
учения. Что вовсе не исключает плодотворного сотрудничества между их представителями,
ибо в области практической морали между ними есть много общего. Гуманная,
миротворческая деятельность, дети, старики, запрещение особо мерзких (а
лучше бы - всех) видов оружия, охрана природы - мало ли! В любой из этих
сфер - пожалуйста. Разумеется, не нужно приплетать к этому теологические
споры - они совершенно не нужны для доставки гуманитарной помощи, для того,
чтобы вынимать судна в больнице или вывозить больных детей на природу.
Я крайне скептически отношусь к так называемому "иудео-христианскому диалогу";
по крайней мере, в условиях России - это оплаченный фарс.
Известны случаи обращения евреев к христианству.
Разумеется, все мы либералы и защитники прав человека, уважаем прайвеси
и полагаем, что вера - личное дело каждого. Но, зная историю еврейско-христианских
отношений, так поступить? Правда, это в иудаизме есть тезис "не будь с
гонителем, будь с гонимым", в христианстве такого тезиса нет, но все равно
как-то странно... Ну, как если бы я, вовсе не являясь христианином, стал
бы писать доносы в КГБ на своих соседей по квартире - христиан. Очень грязно,
правда? В старые времена с такими переставали знаться. Брезгливость, с
которой многие евреи относятся к выкрестам, известна. Нет, внешне мы ее
стараемся не проявлять - мы же приличные люди - но загляните внутрь себя.
Дело не только в том, что он предал свой народ, а значит и меня - ибо я
часть моего народа. Дело еще и в некоторой жалости. Не сдюжил... Дело в
том, что в России быть евреем намного труднее, чем христианином - и с каждым
днем различие нарастает.
Заметим, что обычно не иудей становится христианином,
а еврей перестает быть самим собой, т.е. перестает быть соблюдающим, членом
общины и т.д. А уж потом, испытывая потребность в вере, он обращается к
христианству, которое во многих отношениях (для уже отпавшего от веры предков)
соблазнительнее: оно официознее (в России), оно массово и зрелищно (красоту
субботы в семье оценить труднее и притом ее надо создать самому, а в церковь
просто прийти), оно сулит некоторую безопасность. И, наконец, психология
многих такова, что им приятнее быть "рабами Божьими", чем свободными людьми.
Самая агрессивная часть христианских проповедников
– так называемые "Евреи за Иисуса". С недавних пор в московском метро стали
появляться функционеры этой организации. Молодые люди с несколько туповатым
выражением лица героически демонстрируют название своей организации на
майках. Народ идет, как правило, мимо. Христиане брезгуют, евреи стесняются,
и у всех - особенно в метро - хватает своих дел. Обидно, конечно, что эти
дурачки увеличивают уровень антисемитизма в обществе - просто раздражая
людей своим видом и надписью. Средний россиянин, увидев их, с брезгливостью
подумает - "ну вот, опять евреи чего-то хотят..."
В США "Евреи за Иисуса" проводят культурные
мероприятия, куда человек приходит привлеченный возможностью отдохнуть,
и раздают там свои агитационные материалы. На этих мероприятиях появляются
и ортодоксы, однако, то, что они делают, не отвращает людей от "евреев
за Иисуса". Ортодоксы призывают присутствующих не участвовать в мероприятии.
Но люди пришли отдохнуть, их привлекла музыка, возможность общения, веселье
и на контр-призывы они не реагируют. Может быть, молодым еврейским активистам
стоило бы попробовать вести цивилизованную контрпропаганду, разъяснение
различий между иудаизмом и христианством? Не различий в глубокой философии
и теологии, требующих для понимания немалой умственной работы, а простых
различий в морали, этике и т.п. Да просто публикация в прессе (не еврейской!)
глав из книги Полонского уже имела бы немалый смысл. Следующим этапом могло
бы быть привлечение мыслей евреев к проблеме "вера после Катастрофы". Эта
проблема может быть изложена, например, по книге Берковича.
Кто такие "Евреи за Иисуса"? "Эту организацию
основал американский баптистский священник Моше Розен в 1960 году. Он разработал
программу, в которой пытался встроить христианство в иудаистский каркас.
Такой подход рассчитан, главным образом, на тех, кто только обращается
к религиозному опыту и мало знаком или совсем не знаком с иудаизмом. Мессианская
церковь признает символику иудаизма - менору, шестиконечную звезду, справляют
субботу и еврейские праздники, мужчины носят кипу. Молитвы мессианских
евреев - тексты из Ветхого завета. Одновременно мессианская церковь считает
Иисуса Христа Мессией, признает Ветхий и Новый завет, признает божественную
троицу..." (М.Этингоф).
В газетах уже писали о недобросовестных методах,
которыми действуют "Евреи за Иисуса", дискредитируя и евреев и Иисуса.
Не будем повторяться, тем более всегда можно ответить, что это отдельные
ошибки и недоработки. Но письменные материалы принято считать более авторитетными.
А они так же недобросовестны. Например, листовка озаглавлена "Общество
по распространению еврейского священного писания", но рассылает это общество
Евангелие. Разумеется, рассылается "в подарок" и произносятся красивые
слова "мир находится в глубоком долгу перед евреями", но суть дела от этого
не меняется. Утверждается, что "рождество - также и еврейский праздник"
и так далее - все обычное вранье... Что могут ответить евреи христианским
миссионерам? Обсуждать вопросы веры, был ли Иисус мессией или нет и так
далее - бесполезно. Если люди не читают своих же собственных священных
книг, а предпочитают "верить" (а их начальники, надо полагать, читают,
но не очень распространяются о том, что вычитали), то разговоры бесполезны.
Слабые люди, которым для успокоения своей совести надо утащить в свою слабость
еще кого-то? Простите, но это же мерзость... Что сказали по этому поводу
Стругацкие? - см. эпиграф.
"Из-за постоянного давления каждый день, прожитый
евреем в преданности Б-гу и своему народу, был подвигом. Каждый день на
протяжении веков принимать вызов и не сдаваться - это величайший акт мужества,
уникальный в истории человечества" (П.Полонский). Мне кажется, что это
и есть ответ народа и одновременно действительно еврейское решение проблемы,
причем доступное каждому из нас.
Когда социологи в своих опросах спрашивают,
"что вы считаете важным для того, чтобы человека можно было считать евреем",
они предлагают обычно целый список вариантов ответов. В этом списке преобладают
фразы, начинающиеся со слов "ощущать", "знать", "чувствовать", "испытывать",
"восприниматься" и т.п. Текст анкеты сам по себе свидетельствует о деиудаизации
спрашивающих, – они спрашивают о мыслях и чувствах и почти не спрашивают
о действиях. Но еще сильнее свидетельствуют об этом результаты исследований
- респонденты считают наиболее важными все эти ощущения, знания и чувствования.
Действия они ставят на места, более близкие к концу списка, чем к началу.
Некоторые исследователи утверждают, что современный,
как они его называют "секулярный иудаизм", в основном состоит из мнений,
вер, чувств, восприятий и т.п. Если так - то это, может быть, конец иудаизма.
Потому что иудаизм - это, прежде всего действие. Для которого, конечно,
нужна вера, но лишь как подпорка, базис, мотив для действия. И если нашему
народу суждено сохраниться как народу, а не как "знанию", "ощущению" и
"восприятию" историков, то путь этого сохранения - действия. Все великие
мудрецы не ограничивались ощущениями и мнениями, они учили учеников и писали
книги, т.е. действовали. Не говоря уж о рабби Акиве, Мордехае Анилевиче,
Эли Визеле...
Не следует считать, что все христиане таковы,
как "Евреи за Иисуса". Например, некоторые христианские организации не
пытаются крестить евреев, а помогают им репатриироваться в Израиль. Я хочу
поделиться с вами одним личным воспоминанием. Это было осенью 1989 года,
когда евреи России только-только получили возможность собираться легально.
На одно такое мероприятие пришел гость, христианин из Голландии, и рассказал,
что они устраивают демонстрации перед советским посольством с требованиями
свободы выезда. "Мы проводим демонстрации ежедневно", - сказал он, поднял
руки на уровень груди, сделал паузу и в холодном и полутемном зале произнес,
- "мы молимся за вас". Если там, где мы будем держать ответ за себя и свидетельствовать
за других, меня спросят, могу ли я сказать что-либо в оправдание христиан,
я предъявлю Суду эти слова.