Еврейский народ является не народом в точном смысле этого слова, а, скорей
уж, семьей. Принадлежность к семье, в отличие от любых других отношений,
не является произвольной: человек не выбирает себе семью, не в его воле
освободиться от родственных уз. Он может не любить своих сородичей и даже
сознательно вредить им, но, тем не менее, он не в силах разорвать узы,
которые связывают его с ними. Утверждение, что "Израиль, даже согрешивший,
остается Израилем", прекрасно объясняет такое положение вещей, когда принадлежность
к дому Израиля не может быть устранена.
Точно так же религия Израиля не может рассматриваться
как всеобщая религия, как выражение общей истины, значимой для всего человечества.
Отсюда вовсе не следует, что в иудаизме отсутствуют основоположения, значимые
для других народов, однако в целом иудаизм - это способ существования сынов
дома Израиля, форма жизни семейства Яакова. Иудаизм не является религией,
которая досталась евреям случайно, - он предназначен специально для евреев.
В таком понимании нет ни грамма высокомерия
или сепаратизма: это жизненная позиция, продиктованная внутрисемейными
связями, со своими собственными обычаями и законами. В этом контексте прозелитизм
рассматривается как присоединение к некоей специфической семье сынов Израиля,
подобно тому, как входят в новую семью после замужества. Отношение к прозелитам,
в котором любовь сочетается с недоверием, базируется не на особой идее,
а на чувстве семьи, принявшей в число домочадцев чужака.
Определение связи, объединяющей между собой
евреев, в качестве семейной, а не национальной, не является лишь сменой
названия. Сущность семейной связи - как в научном, так и в психологическом
аспекте - сильно отличается от любых других связей между людьми. Семейные
узы представляют собой единственную в своем роде связь, ибо являются самыми
первыми и наиболее фундаментальными среди прочих человеческих связей. Они
предшествуют не только национальным взаимоотношениям, но и отношениям внутриплеменным.
Семейные связи наиболее примитивны и по сути
своей лишены рациональной основы; они не базируются на какой-либо духовной
концепции, а являются лишь выражением чувства общей принадлежности. И хотя
семейные связи примитивны и иррациональны, это не уменьшает их значимости.
Напротив, это могучие и фундаментальные связи.
В чем же суть семейственности, объединяющей
евреев? Быть может, осмысление природы прозелитизма позволит подобрать
ключ к пониманию сущности отношений между евреями, ибо в отличие от того,
кто родился внутри еврейства и кому иудаизм достался по наследству, тот,
кто проходит процедуру принятия иудаизма, вступает в народ Израиля сознательно,
усыновляется семьей, делая явным характер исконных связей в этой семье.
Человек, принявший иудаизм, становится частью
дома Израиля, реально входит в состав семьи. По существу, вопрос ставится
так: как, когда и каким образом происходит этот акт присоединения и усыновления?
Согласно воззрениям иудаизма, "прозелит, принявший еврейство, подобен только
что родившемуся младенцу" и поэтому считается свободным от всех прошлых
отношений и связей.
Приняв иудаизм, прозелит теряет не только
расовую и национальную принадлежность, но и биологическую связь со своей
прежней семьей. Следует помнить, что религиозный обряд принятия иудаизма
(обрезание и окунание), при всей его галахической важности, не является
сакраментальным актом перерождения. Обрезание и окунание - это заповеди,
относящиеся ко всему еврейству в целом; у них есть свой специфический смысл,
никак не связанный с той концепцией рождения заново, которая характерна,
например, для христианского обряда крещения.
Актом по-настоящему действенным (при отсутствии
которого не имеет реальной силы религиозный обряд) является желание соединиться
и слиться с домом Израиля на любых связанных с этим условиях. Прозелит
усыновляется семьей Израиля не благодаря его условному приобщению к праотцам
семейства - он становится сыном Израиля в силу своего желания принять законы
иудаизма. Это значит, что природа "семейства Яакова" не биологическая,
а идеальная.
Талмудические высказывание: "Твой отец - Вс-вышний,
а мать - община Израиля", - не является ни аллегорией, ни отвлеченной теологической
формулой. Это просто несколько опоэтизированное определение сущности взаимоотношений
между евреями. Еврейский народ - семья, а евреи - братья и сестры, дети
одного Отца. Однако отцами еврейской семьи (при том, что они являлись биологическими
и историческими прародителями евреев) были не Авраам, Ицхак и Яаков, ибо
связующее звено между евреями создано не ими, а специфическим отцовством
Вс-вышнего.
Слова пророка "Ты - Отец наш" - не ханжеская
декларация религиозной приверженности, а чуть ли не утверждение биологического
родства. Вера и отношение к Вс-вышнему не носят в иудаизме абстрактного
или "религиозного" характера. Такое отношение само по себе служит базисом
для сплочения и слияния еврейского народа. Это религиозное отношение -
то, что называется "религией Израиля", - является, поэтому лишь системой
родственных отношений, семейных церемоний, принятых между отцом семейства
и его детьми. Здесь более уместно говорить о поддержании и подтверждении
семейных связей, нежели о системе верований и взглядов.
Однако в таком случае неизбежно возникает
вопрос: какое отношение имеют эти рассуждения к еврею, который не выполняет
заповедей или иначе относится к Всевышнему, или к атеисту, который отрицает
все и вся? Но, как уже говорилось, связь, объединяющая евреев в единое
целое, не зависит от приятия или неприятия некоторых идей - это семейные
узы. Сын может не задумываться о своей связи с отцом, отрицать наличие
такой связи или даже сам факт существования отца, - но при этом он все-таки
остается его сыном.
Идеологические соображения могут быть не принимаемы
таким сыном во внимание, но он продолжает поддерживать семейные отношения
на эмоциональном, бессознательном уровне. Отсюда фундаментальный национальный
характер "царства священников и святого народа", стремление быть глашатаем
борьбы за святое дело, за освобождение, за идеалы, принимающие обличья,
которые навязывает время; это чувство долга и амбиции "сынов Б-га живого",
выражающиеся тысячами способов, но имеющими под собой единую основу. Отсюда
же ощущение связи с другими евреями, ощущение непонятное, удивительное
и вызывающее тревогу во времена кризиса, в пору поисков своего истинного
места в мире, в пору, заставляющую еврея почувствовать, что он является
сыном своего Отца и его место - рядом с другими Его сыновьями.
Если вы хотите приобщиться к сокровищнице иудаизма,
больше узнать о еврейской культуре и лучше понимать ее особенности, обращайтесь
к нам - программа "Лимудим" в увлекательной и доступной форме поможет вам
сделать первые шаги.
Присоединившись к "Лимудим", вы получите необходимые
материалы для самостоятельного освоения программы. А именно: классические
еврейские источники (с русским переводом), статьи, методические рекомендации,
а также анкеты, позволяющие проверить уровень знаний и закрепить пройденный
материал. Курс разработан в двух вариантах: для взрослых и для школьников.
Адрес для предложений, получения информации
о деятельности института и отсылки материалов:
109240. Москва, а/я №44
Тел/факс: (095) 9150409; 9153165
E-mail: lamed@glasnet.ru