“И кому оно нужно, это добро...

     ...Если всем дорога - в золу”, как пел Александр Галич. Действительно, вдумаемся: все мы кончим - не надо излишнего трагизма и театральности - смертью. Соблюдающий еврей будет похоронен, как положено, не соблюдающий - см. выше. Но тысячи лет люди спрашивают то, что спросил Галич - кому оно нужно, это “добро”? Заметим, что разговаривают и спорят люди обычно о другом - о том, что есть добро; о квалификации действий, мыслей и чувств. Понятно, почему - об этом говорить как-то проще и приятнее; да еще и некоторый эмоциональный накал прибавляется - ведь, если меня убедят в том, что действие А - “добро”, а В - “зло”, то я должен буду (хоть немного, да) корректировать свои действия. Так что абстрактный спор окрашен личным.

     Но рано или поздно человек осознает, что за всеми этими спорами о квалификации стоит, как черная тень, вопрос “зачем”. Конечно, можно прожить жизнь, не задав себе его; но мысли и чувства человека обладают чудовищным, с точки зрения классической механики, но легко принимаемым термодинамикой свойством - необратимостью. Если в голове у человека уж всплыл какой-то вопрос, то все; отделаться не удастся. Даже чувства, которые, как известно, возникают и пропадают, и то не пропадают совсем. Как их не деинсталлируй, а что-то остается. И ноет...

     Итак, зачем? Кто-то из наших мудрецов сказал - с добрым поступай по-доброму, со злым - по справедливости. Вглядимся в слово справедливость: это “право”, порядок, как правило - писанный закон. Тот, кто поступает с нами зло, вынуждает нас применить к нему право, закон, и тем самым ограничивает нашу свободу воли. Соответственно, когда мы поступаем с кем-то зло, то мы ограничиваем его свободу воли, навязываем ему предписанный правом ответ. Добро же может быть очень и очень разным.
 
     Заметим, что при переводе на русский язык тезис “с добрым поступай по-доброму, а со злым - по справедливости” изменяет смысл чуть ли не на противоположный. В русской ментальности справедливость - это не право, а некое мое или моей общины понятие о том, что надо делать; нечто более близкое - в глазах западного человека - к самоуправству. Между прочим, УК содержит статью, карающую именно за самоуправство - т.е. советский Законодатель явно пытался быть западнее традиции. Добро же в русском понимании это нечто вполне определенное - красна девица и пол-царства.

     Итак, поступая зло, мы уменьшаем свободу воли в мире и в этом смысле идем против замысла Конструктора, который наделил свои создания свободой воли, даже несмотря на все негативные последствия этого. Значит, свобода воли - нечто очень важное, более важное, чем уничтожение зла! Получается, что поступая добро и сохраняя свободу воли в этом мире, мы просто продлеваем эту цепь, - цепь возможности быть человеком - протянутую из “когда-то” в “когда-нибудь”.

     Никому из нас не хочется, чтобы она оборвалась на нем.

Леонид АШКИНАЗИ
Сайт создан в системе uCoz