СОЗРЕЛА
ли
АМЕРИКА?

     Когда знакомишься со скептической реакцией многих русскоязычных американцев на известие, что напарником Альберта Гора и кандидатом в вице-президенты стал Джозеф Либерман, и слышишь их высказывания типа "Теперь уж Гору президентом не быть", то удивляться не приходится. Оставим пока в стороне причины подобного пессимизма, в основе которых - горький опыт жизни в своем прежнем отечестве. Остановимся на более общем вопросе: созрели ли США для избрания еврея вице-президентом?
     Точный ответ мы получим не раньше ноябрьских выборов. И результаты опросов в данном случае служат лишь грубым ориентиром. Но рассмотрим немного цифр. Доля евреев в населении США едва ли превышает 2%, но среди участников голосования их 4%, а среди сенаторов - уже 11%. Причем, некоторые из них впервые представляют штаты Среднего Запада, где доля избирателей-евреев ничтожно мала. Не выдерживает критики и бытующее в приокеанских мегаполисах представление о Юге как о рассаднике антисемитизма: за последние пару десятилетий в органы власти ряда южных штатов стали избирать кандидатов-евреев. Многое доказывает, что от той поры, когда в 1916 году президент Вудро Вильсон с превеликим трудом впервые ввел в число членов Верховного суда еврея (Луиса Брэндиса), Америку отделяет пропасть разительных перемен.
     Главное изменение - в растущем переплетении культурных традиций. Американские евреи издавна заметны в сфере развлечений (среди деятелей кино, театра, прессы, телевидения). Но если прежние знаменитости охотно демонстрировали свою "отвязанность" от этнических корней (что нетрудно представить, судя по имиджу, создававшемуся для многих из их советских коллег и соплеменников), то теперь попытки приобщиться к иудаизму демонстрируют даже звезды из неевреев. Мадонна заявила, что изучает Каббалу, а Майкл Джексон объявил себя сторонником "кашерного секса".
     Широкий интерес теперь привлекает история евреев. Это не было характерно еще для прошлого поколения американцев. Нынешним летом мне довелось побывать в Вашингтонском музее Холокоста и наблюдать, с каким вниманием огромная масса посетителей - школьники и туристы, негры и азиаты - осматривают его экспонаты и воспринимают небывало драматичную историю евреев. Потому-то теперешние американцы, как правило, адекватно воспринимают трагичность судьбы переживших Холокост родителей Хадассы Либерман - жены нового кандидата в вице-президенты.
     В современный американский сленг стали вторгаться слова и выражения из уже, казалось, исчезающего языка идиш. Их с забавным произношением включает в свои предвыборные речи даже Джордж Буш (видимо, пытаясь таким образом компенсировать отсутствие евреев в своем ближайшем окружении).
     Объявление предвыборного состава команды Гора в момент, когда его рейтинг намного (примерно на полтора десятка процентов) уступал показателям популярности Буша, создало для Либермана практически беспроигрышную ситуацию. (Кстати, согласно опросам, сразу после объявления этот разрыв резко сократился, а по окончании съезда своей партии Гор даже вышел вперед). Словом, если демократы в ноябре все же проиграют, то едва ли можно будет винить Либермана. Если же выиграют, то его личности могут приписать очищающее воздействие от скандалов и напастей, которые преследовали Билла Клинтона и волей-неволей затрагивали близких ему людей, включая Гора.
     Ортодоксальность Либермана массовый избиратель связывает не просто с его "правоверным" иудаизмом, но и - прежде всего - с моральной честностью и открытостью, с какой сенатор критиковал президента-однопартийца. У неевреев немало оснований хорошо думать о кандидате в вице-президенты - притом, не только из-за него самого, а и благодаря другим его соплеменникам, которых они знают как умелых и внимательных врачей, юристов, финансистов. На массовое сознание, несомненно, повлияла успешная деятельность в федеральном правительстве Алана Гринспэна и Роберта Рубина. В ответах прозвучали рассуждения типа "Евреям часто сопутствует успех в бизнесе, а работа в правительстве - тоже бизнес". Во всяком случае, впечатления от съезда Демпартии в Лос-Анджелесе способны привести к мысли о том, что в Америке наступает эра юдофилии.
     Судя по реакции христианских лидеров, они отнеслись бы к сенатору Либерману менее дружелюбно, будь он светским евреем, особенно если бы он был тесно связан со светилами Голливуда или Уолл-стрита. Похоже, что ожесточенная вражда между приверженцами разных религиозных конфессий уступает место противостоянию между людьми верующими и неверующими. По признаку отношения к религии реальным препятствием для занятия высших постов в Америке может послужить лишь декларируемый атеизм претендента.
     Голоса же из традиционных антисемитских источников в последнее время явно поутихли. Большинство прежде закрытых клубов помалкивают о былых ограничениях. Правда, в афроамериканской общине отмечена вспышка недовольства: в радиокомментарии главы Далласского отделения Ассоциации содействия прогрессу цветного населения выбор Гора подвергся грубой критике. Однако этот выпад вызвал резкий отпор со стороны других руководителей общины. Большинство же темнокожих, а также испаноязычных лидеров встретили выдвижение Либермана с явным энтузиазмом.      Как ни странно - а, может, это и неудивительно - в еврейской общине известие о выдвижении Либермана воспринято вовсе не однозначно. Как неудивительно и то, что раскол с выявлением широкого спектра отношений к этому событию - от гордости до скепсиса - произошел в основном между представителями разных поколений. Большинство тех, кто моложе 50 лет, включая евреев-сторонников Республиканской партии, торжествуют. В целом же это "поколение отцов", гораздо более знакомое с антисемитизмом, к вопросу о кандидатуре Либермана относится куда осторожнее. Многие боятся, что его избрание на высокий пост может спровоцировать рецидивы. Те, кто с ужасами гитлеризма и сталинизма знаком не только по книгам, хорошо помнят, как трагично закончились годы феерического возвышения евреев во Франкфурте или Вене, Москве или Киеве.
     Некоторых евреев, взявших себе за правило "не высовываться", отпугивает ортодоксальный иудаизм кандидата. Такие имена, как Хадасса и Айседору (второе имя Либермана), нередко вызывают раздражение в семьях, где собственные имена давно американизированы, а традиции умышленно размыты. Для них, как и для христианского мира, Либерман должен будет дать понять, что религиозное направление, которого он придерживается, требует соблюдения Шабата  не столь неукоснительно, как это принято у ультраортодоксов. Он делает исключения, когда речь идет о делах, имеющих особую важность для людей его общины и американского народа. Например, когда в Сенате голосование проходило в субботу, Либерман принимал в нем участие. И если ему доведется стать вице-президентом, то в субботу 20 января 2001 года он, уж конечно, не откажется принять участие в церемонии принятия присяги...

Леонид ЗАСЛАВСКИЙ,
Нью-Йорк

"Форвертс"

Сайт создан в системе uCoz