Мы живем в эпоху стремительных перемен. Но
тем важнее человеку, блуждающему в океане разнообразнейшей информации,
знать ответ на вопрос: "кто я?". Для нашего общества, для евреев, проживающих
в России, и для тех, кто выезжает в Израиль, особенно остро стоит вопрос
этнорелигиозной идентичности: что значит "быть евреем"?
Исторически ответ заключался в следующем:
еврей - тот, кто принадлежит к народу, исповедующему Единого Б-га. Еврейство
определялось преимущественно рождением и подтверждалось в течение всей
жизни следованием Закону, исполнением обрядов, изучением Торы, а также
единством языка. Во времена рассеяния евреи, живя среди других народов,
перенимали у соседей многое, но в главном все же оставались сами собой,
строго и свято храня традиции предков.
Однако конец XIX и начало XX века ознаменовались
гигантскими потрясениями, разрушившими привычный уклад человеческой жизни.
Не миновала чаша сия и еврейскую общину. С одной стороны, именно в это
время зарождается и растет движение сионизма, задавшееся целью вернуть
народ на свою историческую родину - в Страну Израиля, с другой - происходит
ослабление национальных традиций. Атеистически настроенная молодежь устремляется
в города - самостоятельно строить счастливый и справедливый мир. В сердцах
сотен тысяч юношей и девушек звучат не молитвы родителей, а слова "Интернационала".
Впрочем, отрезвление наступило быстро. И,
может быть, в 30-е годы жизнь еврейской общины и вошла бы в привычное,
веками освященное русло, но в Европу пришел фашизм. Большая часть европейских
евреев погибла во время Холокоста. Уцелевшие устремились, как птицы, на
юг - создавать, обустраивать и с оружием в руках защищать наконец-то обретенную
Родину - Эрец-Исраэль.
В России начались массовые гонения на евреев.
В тюрьмах и лагерях губили цвет еврейской интеллигенции. Религиозная жизнь
была практически невозможна. Изучение родного языка преследовалось.
Многие, стремясь хоть как-то обезопасить себя
и детей, меняли имена и фамилии на славянские.
С годами возникает любопытный - и горький
- феномен. На фоне разрушенных традиций, изоляции от языка и веры формируется
новый образ еврея - вечного скитальца и страдальца, немного хитрого, немного
грустного, но неизменно мудрого и несгибаемого гражданина мира, космополита.
Этот образ нашел свое отображение в советском
фольклоре, и - шутки шутками, но многие евреи начинают ассоциировать себя
с ним, считая главным национальным достоянием... право на израильскую визу.
А для того чтобы получить визу, не надо учить Тору. Достаточно, чтобы кто-нибудь
в семье был хоть капельку евреем по крови. И еще - еврею везде должно быть
неудобно. В результате формируется поколение, отягощенное болезненными
комплексами по поводу своей национальности, внешности и произношения. Эти
комплексы, однако, выдаются порой за обостренную национальную гордость.
Возникает и другое - снобизм как по отношению к Израилю, так и по отношению
к России. Родины нет ни там, ни там. Есть "Совок" и "Израиловка". И между
ними - бедный еврей. Который, однако, требует от всех правительств обустроенной
и обеспеченной жизни в демократическом обществе.
И даже теперь, когда гонения, как правило,
отошли в прошлое, потребительское отношение к своей национальности, увы,
не редкость. Еврейство - как средство передвижения в современном мире,
не более.
Государство Израиль, как и Россия, нуждается
в гражданах. В ответственных и преданных тружениках. В людях, знающих свою
историю и свои корни и потому способных задумываться о будущем. Способных
не просто потреблять, а создавать. Именно на построение сознания такого
типа и направлена образовательная программа "Еврейская идентичность".
В первую очередь эта программа рассчитана
на тех евреев, которые проявляют неподдельный интерес ко всему, что связано
с еврейским духовным, культурным и религиозным наследием, а таких в странах
СНГ становится все больше и больше. Цель программы - развитие, укрепление
и углубление еврейского самосознания тех, кто решил осуществить свое право
на репатриацию, и тех, кто проходит период первоначальной абсорбции в Израиле.
Программа также призвана облегчить процесс гиюра для тех, кто желает стать
не только израильтянином, но евреем по законам Торы.
Еврейская идентичность входит как предмет
в учебную программу ульпана наряду с ивритом, составляя единый курс, включающий
ознакомление с еврейским мировоззрением и в первую очередь с еврейскими
традициями и культурным наследием.
Материал преподносится в интересной, увлекательной
форме, что помогает учащимся понять взаимосвязь между изучаемым материалом
и их собственной жизнью. В учебный план включены, например, такие темы:
основные ценности в иудаизме, история еврейского народа, общечеловеческие
ценности в иудаизме, Израиль и народы мира, еврейская философия, еврейский
национализм, сионизм и Израиль, еврейская книжная полка, цикл еврейской
жизни, еврейские праздники, основные молитвы, обычаи, законы и традиции.
Новая инициатива Еврейского агентства вызвала
неподдельный интерес евреев СНГ, особенно молодых. Для личностного роста,
для созидательной деятельности нужна духовная опора, твердые нравственные
и правовые критерии, понимание пройденного народом пути и соотнесение с
ним своего опыта.
В этом может помочь обращение к истокам, к
наследию отцов, к живой, продолжающейся здесь и сейчас истории нашего народа.
Человек должен задать себе вопрос: "кто я?"
и получить на него ответ.
Вестник ЕАР №1(42)
(в сокращенном варианте)