ОТКУДА МЫ, КТО МЫ, КУДА МЫ ИДЕМ?
В нынешнем году в странах СНГ и Израиле работает новая программа - "Еврейская идентичность"

     Мы живем в эпоху стремительных перемен. Но тем важнее человеку, блуждающему в океане разнообразнейшей информации, знать ответ на вопрос: "кто я?". Для нашего общества, для евреев, проживающих в России, и для тех, кто выезжает в Израиль, особенно остро стоит вопрос этнорелигиозной идентичности: что значит "быть евреем"?
     Исторически ответ заключался в следующем: еврей - тот, кто принадлежит к народу, исповедующему Единого Б-га. Еврейство определялось преимущественно рождением и подтверждалось в течение всей жизни следованием Закону, исполнением обрядов, изучением Торы, а также единством языка. Во времена рассеяния евреи, живя среди других народов, перенимали у соседей многое, но в главном все же оставались сами собой, строго и свято храня традиции предков.
     Однако конец XIX и начало XX века ознаменовались гигантскими потрясениями, разрушившими привычный уклад человеческой жизни. Не миновала чаша сия и еврейскую общину. С одной стороны, именно в это время зарождается и растет движение сионизма, задавшееся целью вернуть народ на свою историческую родину - в Страну Израиля, с другой - происходит ослабление национальных традиций. Атеистически настроенная молодежь устремляется в города - самостоятельно строить счастливый и справедливый мир. В сердцах сотен тысяч юношей и девушек звучат не молитвы родителей, а слова "Интернационала".
     Впрочем, отрезвление наступило быстро. И, может быть, в 30-е годы жизнь еврейской общины и вошла бы в привычное, веками освященное русло, но в Европу пришел фашизм. Большая часть европейских евреев погибла во время Холокоста. Уцелевшие устремились, как птицы, на юг - создавать, обустраивать и с оружием в руках защищать наконец-то обретенную Родину - Эрец-Исраэль.
     В России начались массовые гонения на евреев. В тюрьмах и лагерях губили цвет еврейской интеллигенции. Религиозная жизнь была практически невозможна. Изучение родного языка преследовалось.
     Многие, стремясь хоть как-то обезопасить себя и детей, меняли имена и фамилии на славянские.
     С годами возникает любопытный - и горький - феномен. На фоне разрушенных традиций, изоляции от языка и веры формируется новый образ еврея - вечного скитальца и страдальца, немного хитрого, немного грустного, но неизменно мудрого и несгибаемого гражданина мира, космополита.
     Этот образ нашел свое отображение в советском фольклоре, и - шутки шутками, но многие евреи начинают ассоциировать себя с ним, считая главным национальным достоянием... право на израильскую визу. А для того чтобы получить визу, не надо учить Тору. Достаточно, чтобы кто-нибудь в семье был хоть капельку евреем по крови. И еще - еврею везде должно быть неудобно. В результате формируется поколение, отягощенное болезненными комплексами по поводу своей национальности, внешности и произношения. Эти комплексы, однако, выдаются порой за обостренную национальную гордость. Возникает и другое - снобизм как по отношению к Израилю, так и по отношению к России. Родины нет ни там, ни там. Есть "Совок" и "Израиловка". И между ними - бедный еврей. Который, однако, требует от всех правительств обустроенной и обеспеченной жизни в демократическом обществе.
     И даже теперь, когда гонения, как правило, отошли в прошлое, потребительское отношение к своей национальности, увы, не редкость. Еврейство - как средство передвижения в современном мире, не более.
     Государство Израиль, как и Россия, нуждается в гражданах. В ответственных и преданных тружениках. В людях, знающих свою историю и свои корни и потому способных задумываться о будущем. Способных не просто потреблять, а создавать. Именно на построение сознания такого типа и направлена образовательная программа "Еврейская идентичность".
     В первую очередь эта программа рассчитана на тех евреев, которые проявляют неподдельный интерес ко всему, что связано с еврейским духовным, культурным и религиозным наследием, а таких в странах СНГ становится все больше и больше. Цель программы - развитие, укрепление и углубление еврейского самосознания тех, кто решил осуществить свое право на репатриацию, и тех, кто проходит период первоначальной абсорбции в Израиле. Программа также призвана облегчить процесс гиюра для тех, кто желает стать не только израильтянином, но евреем по законам Торы.
     Еврейская идентичность входит как предмет в учебную программу ульпана наряду с ивритом, составляя единый курс, включающий ознакомление с еврейским мировоззрением и в первую очередь с еврейскими традициями и культурным наследием.
     Материал преподносится в интересной, увлекательной форме, что помогает учащимся понять взаимосвязь между изучаемым материалом и их собственной жизнью. В учебный план включены, например, такие темы: основные ценности в иудаизме, история еврейского народа, общечеловеческие ценности в иудаизме, Израиль и народы мира, еврейская философия, еврейский национализм, сионизм и Израиль, еврейская книжная полка, цикл еврейской жизни, еврейские праздники, основные молитвы, обычаи, законы и традиции.
     Новая инициатива Еврейского агентства вызвала неподдельный интерес евреев СНГ, особенно молодых. Для личностного роста, для созидательной деятельности нужна духовная опора, твердые нравственные и правовые критерии, понимание пройденного народом пути и соотнесение с ним своего опыта.
     В этом может помочь обращение к истокам, к наследию отцов, к живой, продолжающейся здесь и сейчас истории нашего народа.
     Человек должен задать себе вопрос: "кто я?" и получить на него ответ.

Арье МАРИН

   Вестник ЕАР №1(42)
(в сокращенном варианте)

Сайт создан в системе uCoz