ПРЕСС-РЕЛИЗ Выставка - попытка буквально и физиологически изложить опыт человеческих взаимоотношений. Поскольку эта тема в литературе многократно муссировалась в метафизическом аспекте, то здесь мы пытаемся рассмотреть ее анатомически, медицински.
Предметом исследования выставки является вопрос конвертации знаков любви, выраженных в таких идиомах, как “предложение руки и сердца”, “королева моего сердца”, “сердечная зазноба”, “друг сердечный”, “память сердца” и проч. Сердце – основной знак конвертации любви. Расположенное в центре организма, оно является средоточием, зерном, коррелятом всего человека в целом. Если в процессе отношений между мужчиной и женщиной апроприируется сердце, то все остальное – все высшее и низшее, суб- и сюр-, сознание и подсознание, мозг и гениталии – прилагается в придачу. При внешнем сходстве всех сердец за ними стоят различные истории, которые эксплицируются в текстовые приложения на этикетках под мензурками. Сердца являются как бы гиперссылками, баннерами, которые отсылают нас каждый раз к конкретной реальности человеческих отношений и определенному культурному слою.
На выставке представлены свиные сердца в медицинских мензурках: эксплуатируется анатомическое сходство свиного и человеческого, что также акцентирует животную природу отношений любовников. Мензурки символизируют чистоту исследовательского, дистанцированного подхода к предмету.
Это было мероприятие для избранных. Надежда
Воинова — прекрасный человек и талантливый искусствовед, “критик,
куратор и барышня”, как сказано о ней в альманахе “Неофициальная
столица”, наконец, представила публике свой давно анонсированный
проект “Сердца моих любовников”. Выступила она не только
в качестве автора, но и в качестве барышни, то есть в качестве центрального
объекта этого интерактивного действа. КОЛЛ МИ. КАМ ТУ МИ. ЛАВ
МИ! — было написано на пригласительных билетах.
Около тридцати человек из числа знакомых и
друзей героини собрались в маленьком помещении, сжимая в руках принесенные
с собой плюшевые, металлические, каменные, бумажные и, кажется, настоящие
сердца, после чего каждому гостю был присвоен порядковый номер и подарено
цветное колечко. Пожалуй, только это колечко, в которое был продет свернутый
в трубочку пресс-релиз, имело сугубо функциональное значение, всё остальное
было наполнено символическим смыслом. Это и красные сердца, нарисованные
помадой на лбах присутствующих; это и сырое, неотремонтированное помещение
на Малой Посадской, напоминающее антураж фильма “Сталкер”,
где участники акции стреляли из настоящих винтовок по ненастоящим сердечкам,
нарисованным на мишенях; это и заспиртованные настоящие (по некоторым сведениям,
бычьи) сердца с латинскими надписями на колбах; и кулинарные рецепты приготовления
каждого из этих сердец — “сердце по-баварски”, “сердце, обвалянное в
сухарях” и т. п. В изящно изданном каталоге подробно рассказывалось
о каждом из любовников Надежды Воиновой. Истории напоминали святочные рассказы,
скроенные, впрочем, из реального материала жизни главной героини, и только
посвященные в эту жизнь могли вполне оценить реальную подоплеку этих историй.
Наиболее удачные рассказы привлекали либо
изысканной стилистической игрой (“Почти не помня себя, я упала на перегородку...”),
либо двусмысленностями, замаскированными под лепет неискушенной эротоманки
(“В дальнейшем мы могли испытывать страсть только под действием электрического
заряда. Стоило мне воткнуть штепсель в розетку...” и т. п.). Из наиболее
удачных рассказов назовем “Сердце негра”, “Сердце поэта”
и “Сердце военного”.
Популярная еврейская молодежная газета "Некуда"
уже приобрела авторские права на публикацию всех этих историй в виде “романа
с продолжением”.
После стрельбы из винтовки и выполнения ряда
незатейливых операций в соответствии с количеством набранных очков (“наступить
номеру 6 на ногу”, “послушать стук сердца номера 19”, и т. п.) публика
удалялась в комнату, где был накрыт стол и можно было отведать сердце,
приготовленное по одному из рецептов. Как оказалось, это было “сердце
йога”. Увы, сердце было съедено очень быстро. Так незаметно количество
любовников Надежды Воиновой перешло, наконец, в качество.
Несмотря на то, что акция прошла вполне удачно,
ее камерный характер, как мне кажется, не дал во всей полноте реализовать
богатые возможности, которые предоставляет публичная мифологизация личной
жизни. Может быть, более уверенная работа в этом направлении в дальнейшем
позволит Надежде Воиновой обрести миллионы и миллионы благодарных любовников
и любимых.