ТРОПАМИ ГИЛЕЛЯ
КТО МЫ?_________________________________________________________
О Б Р Е Т Е Н И Е  С Е Б Я

Рис. Маши Умной
Вопрос о том, что значит быть евреем, продолжает оставаться предметом жарких споров, как в нашей стране, так и за рубежом. На него отвечают по-разному. Как известно, согласно Галахе – религиозно-правовым нормам в иудаизме – евреем считается человек, рожденный матерью-еврейкой или исповедующий иудаизм. Именно так и было на протяжении многих столетий, когда наша нация жила обособленно, в еврейских кварталах и гетто, строго придерживаясь традиции, веками освященных законов и обычаев. Но с конца 18 в. среди евреев сначала Западной Европы, а позднее и других стран произошли значительные изменения. Вместе с распространением Гаскалы – еврейского Просвещения – начался отход евреев от иудаизма. В разных странах им удавалось постепенно добиться гражданского равноправия с другими народами. Многие евреи, которых упрекали в том, что они ведут обособленный от основной массы населения образ жизни, стремясь опровергнуть эти обвинения, старались всячески походить на другие народы, раствориться в них. Процесс ассимиляции и отхода от религии усиливался возрастанием числа смешанных браков – ведь родившиеся в таких браках люди все меньше чувствовали себя евреями.

Сколько нас?
     Сколько сейчас в России проживает евреев – точно не известно. По данным последней переписи, проведенной в 1989 г., в СССР проживало 1451 тыс. евреев. При этом были учтены лишь те люди, которые сами называли себя евреями, то есть такие, у которых этот факт был указан в паспорте в графе “национальность”. Таким образом, значительное число людей, у которых в паспорте запись “еврей” отсутствовала, в данные переписи не попали. По оценкам ведущих российских демографов, таких в то время было 1244 тыс. человек. С тех пор в России всеобщей переписи населения не проводилось. С конца 1980-х годов численность еврейского населения России резко сократилась в результате массовой репатриации в Израиль и падения рождаемости. По мнению демографов, в России в 1999 году проживало около 300 тыс. евреев. До проведения новой переписи населения трудно сказать, сколько человек родились в смешанных браках, но, видимо, их немногим менее 300 тысяч.
     Меня заинтересовали суждения и поведение именно этой группы людей – евреев лишь наполовину. Доля смешанных браков среди российских евреев очень велика и продолжает постоянно расти. Потомков смешанных браков все больше среди работников различных российских еврейских организаций, в том числе и на ведущих должностях. Велик их процент среди учащихся и преподавателей еврейских учебных заведений. Наконец, среди навсегда покинувших Россию, тоже много людей, которые лишь наполовину и даже на четверть евреи. Как же эти люди осознают себя? Считают ли они себя евреями и почему? Собираются ли они оставаться в России или уехать? И если они собираются оставаться, то будут ли принимать участие в возрождении еврейской жизни в России? На эти и многие другие вопросы должно дать ответ исследование, проводимое мной при поддержке Института “Открытое общество” (известное как Фонд Сороса) в Москве и Петербурге – российских городах, где на сегодняшний день проживает наиболее многочисленное еврейское население. Я опрашивала самых разных людей – учащихся и преподавателей еврейских учебных заведений, посетителей и сотрудников еврейских организаций, равно как и людей, не имеющих никакого отношения к еврейской жизни. Всех их объединяет одно – один из родителей у них – еврей.
     Во время бесед выяснилось, что лишь у очень немногих людей в паспорте в графе “национальность” записано “еврей(ка)”. При получении паспорта люди – сами или по совету родственников – предпочитали записываться не евреями, объясняя такой выбор тем, что у них в семье никогда не придавали значения “национальному вопросу”, а дома никогда не было ничего еврейского. Немало опрошенных указывали, что их родные или знакомые сталкивались с проявлениями антисемитизма. Поэтому они и не записывали себя как евреев. Вот характерное объяснение женщины 24 лет, у которой мать еврейка: “Мама настояла, она хотела, чтобы я была записана русской, потому что она в свое время много натерпелась из-за того, что сама была записана еврейкой. И через некоторое время я поняла, что она была права. Лишние трудности на себя взваливать просто из принципа, наверное, не стоит”. По этой же причине – боязни осложнить себе жизнь – некоторые из опрошенных меняли фамилию, иногда отчество и даже имя и отчество родителей.
     Люди, у которых в паспорте в графе “национальность” стоит “еврей(ка)”, отвечали, что они это сделали сознательно, потому что чувствовали себя евреями. В основном, это молодые люди, интересующиеся еврейской культурой и традициями. Например, девушка 18 лет, студентка еврейского вуза, даже сменила имя и фамилию с русских на еврейские. Но лишь очень незначительный процент опрошенных (5 человек из 92) был записан в паспорте как еврей.

Быть или не быть евреем
     А кем люди себя ощущали, относили ли они себя к какой-то национальности? Довольно многие, в основном люди среднего возраста (от 30 до 50 лет), говорили, что они чувствуют себя русскими. Другие определяют свою национальную принадлежность как “интернациональную”, “космополитическую”.
     Иногда опрошенные говорили, что они всегда чувствовали себя частично евреями. Обычно это связано с проявлениями антисемитизма, как говорила об этом женщина 62 лет: “Я так и чувствовала, что я наполовину еврейка. Так везде, пока я не говорила, что еврейка, ко мне отношение было нормальное, а как скажу - чувствую, что отношение-то вообще, другое… Потом я даже паспорт меняла. Я всю жизнь хотела быть, как все, но не получалось. Это как черное пятно на твоей биографии. Быть евреем – это ты немножко изгой”.
     Многие молодые люди, по их словам, часто вообще не задумываются над тем, кто они. Лишь несколько человек сказали мне, что они считают себя евреями. У некоторых из них возник интерес к своей еврейской “составляющей” после того, как они начали посещать какие-либо еврейские организации и участвовать в еврейской жизни. Вместе с осознанием своей принадлежности к еврейскому народу у них появился интерес к еврейской культуре и чувство гордости за свой народ. Вот что рассказывала одна из посетительниц “Гилеля”: “Я никогда не считала себя еврейкой и до последнего времени об этом не думала. В “Гилель” меня привели родные. Я сначала не хотела идти, мне казалось, что это не мой круг общения... Здесь весело, много хорошей музыки, поют, танцуют. Мне очень понравились встречи Шабатов - я это впервые здесь увидела. С тех пор я сюда хожу по пятницам, на хор, и на английский тоже. Ну, и просто пообщаться. Я не совсем представляю, что значит чувствовать себя еврейкой, но русской я себя точно не чувствую”.
     Все опрошенные, с которыми мне довелось беседовать, говорили мне, что в детские годы у них в семьях не соблюдали никаких еврейских традиций. Только после знакомства с деятельностью еврейских организаций многие стали отмечать Субботы и праздники, зажигать свечи, учить иврит. Конечно, большинство таких людей придерживается еврейских традиций лишь отчасти. Например, они говорят, что соблюдают кашрут, не едят свинину, но при этом не покупают кашерное мясо и не держат отдельной посуды для мясной и молочной пищи. Большинство из тех, кто пытается придерживаться еврейских традиций, имеют о них довольно смутное представление. Вместе с тем многие рассказывали, что у них в семьях готовили некоторые еврейские блюда – в основном, фаршированную рыбу, иногда шейку, цимесы, кнейдлах. Однако сами они редко готовят традиционные блюда, хотя иногда покупают мацу.
     Интересно отношение опрошенных к еврейским языкам. Для всех без исключения – и это вполне естественно – родным языком является русский. Почти никто не знает идиша, иврита. Многие и не собираются их учить, так как не видят в этом необходимости. “Зачем? Я не чувствую этих корней, меня не тянет на эту землю, ну вы понимаете - этого нет”, - объясняла мне одна из опрошенных. Немногие хотели бы, чтобы их дети учили иврит, получали еврейское образование. Некоторые даже относятся к самой идее обучения своего ребенка в еврейской школе резко отрицательно. “Я бы не хотела, чтобы моя дочь училась в еврейской школе, - говорила мне молодая женщина. - Мне кажется, что в этих национальных школах сильный уклон в сторону религии, соблюдения религиозных обычаев. А я не хотела бы, чтобы ее в этом духе воспитывали. Я бы ее и в православную школу не отдала. Если она вырастет и сама захочет - дело другое, а воспитывать ее в какой-то религии, я считаю, не нужно”.
     Мало кто из опрошенных читал еврейские газеты, журналы; многие вообще не догадываются об их существовании. А те люди, которые читают еврейскую прессу – в основном “Вестник Еврейского Агентства в России”, журнал “Лехаим” и газету “Ами” – нередко отмечают, что она, по их мнению, неинтересна. Большинство опрошенных мною людей говорили, что они почти не знают литературы, посвященной еврейской тематике, редко читают еврейских авторов.
     Вместе с тем, многие рассказывали мне, что в последнее время читают Тору, интересуются вопросами религии. Надо сказать, что результаты такого интереса бывают различными. Иногда люди указывают, что некоторые моменты в иудаизме их не привлекают: “Мне не нравится, например, избранность народа – это можно рассматривать как определенный шовинизм, и то, что призывается поклоняться Б-гу, возводить ему прекрасные шатры, отделанные золотом, жертвы и все прочее”.
     Значительная часть людей называет себя неверующими, другие не отрицают существования Б-га, но не считают себя принадлежащими к какой-либо религии. Некоторые считают себя православными, очень многие крещены сами и крестили своих детей. “Так получилось, - рассказывала мне молодая девушка, - что меня крестили в детстве. Мама не знала, что правильно, что неправильно, как верить, что делать, она сама запуталась. Но я никогда не верила в Троицу, в Христа. У меня всегда было такое ощущение, что есть один Вс-вышний, это как-то во мне. Я пока что немного, но соблюдаю традиции иудаизма. Дома я зажигаю субботние свечи, читаю Шма, пытаюсь соблюдать кашрут, но это трудно. Не всегда возможно купить кошерные продукты, то есть их можно купить при синагоге, но они стоят очень-очень дорого”.

Вернуть “потерянных детей”
     Надо сказать, что многие задумывались о том, что же это такое – быть евреем. Почему человек, не знающий еврейского языка, еврейской истории и культуры, не соблюдающий еврейских традиций все же считается евреем? Большинство отвечали мне, что для этого необходимо иметь хотя бы одного родителя еврея, причем, не имеет значения, кто из родителей еврей – отец или мать. А вот приверженность иудаизму, соблюдение еврейских обычаев и традиций лишь немногие считают необходимым для того, чтобы быть евреем. Только совсем молодые люди, которые недавно начали проявлять интерес к еврейской культуре, посещают еврейские молодежные организации, считают, что это нужно.
     Мы видим, что большинство людей, рожденных в смешанных браках, достаточно далеко отошли от всего еврейского – традиций, культуры, обычаев. Многие даже не считают себя евреями и не хотели бы, чтобы их дети что-то знали об этом. Для таких людей в еврейской традиции существует понятие “потерянные дети”, а в науке – определение “потерянные евреи”. Для отдельных людей, в основном среднего и старшего возраста, помнящих антисемитизм советской эпохи, быть евреем – значит быть изгоем в собственной стране. И только у некоторых, более молодых людей, пробуждается интерес к своим еврейским корням и нередко даже – гордость за свой народ. Этому в первую очередь способствуют различные еврейские организации, такие как “Гилель”, “Хэсэд Авраам” и другие, а также еврейские школы и вузы. Можно даже сказать, что эти и подобные им организации помогают сохранению национального самосознания и даже нередко – его пробуждению. Иными словами, они помогают некоторым “потерянным детям” найти дорогу домой, “потерянным евреям” – вновь обрести себя…

Е.Э. НОСЕНКО
Научный сотрудник
Института востоковедения РАН


Директор "Гилеля" Михаил ЛЕВИН
Редактор полосы Наталия ИСАЕВА
Наш адрес: СПб, Б.Сампсоньевский, 45 (3-й этаж)
Телефон: (812) 327-10-13
E-mail: hillel@spb.cityline.ru
Интернет: http://www.hillelnet.org
Сайт создан в системе uCoz