Франсуа Озон – настоящий комильфо в мире современного кино: одинаково
независимый и популярный, уже успевший получить призы самых престижных
европейских фестивалей и заручиться любовью нью-йоркских сексменьшинств.
Его фильмы в меру скандальны, провокационны и циничны. Всего вышеперечисленного
достаточно, чтобы быть одним из самых модных режиссеров нашего времени.
"Капли дождя на раскаленных камнях"
– экранизация пьесы Фассбиндера, написанной им в девятнадцать лет.
В центре повествования гомосексуальный роман между молодым юношей Францем
и сорокалетним бизнесменом Леопольдом Блюмом. Отношения любовников очень
скоро заходят в тупик и уже не приносят ничего, кроме боли и раздражения.
В результате, отвергнутый любовник принимает яд, а Леопольд находит новый
объект сексуальной страсти.
Действие фильма подчеркнуто театрально, автор
намеренно утрирует момент специфической сценической условности, создающей
у зрителя ощущение разыгрываемого спектакля.
Полемизируя с Фассбиндером, постмодернист
Озон посмеивается над самоубийством героя, с его слишком "романтическим"
уходом из жизни. Даже лирическое фассбиндеровское крещендо финала не больше
чем прощальный жест в сторону любимого режиссера.
Многие критики, не сговариваясь, усмотрели
в "Каплях" альмодоваровское влияние, окрестив фильм "Мужчины на грани нервного
срыва". Конец действительно вполне типичен для Альмодавара, чье
излюбленное кредо – превращение трагедии в буффонаду.
Однако постоянное сравнение режиссера с кем
бы то ни было (Бунюэлем, Альмодоваром, Пазолини, Тарантино
и пр.) не самый лучший симптом для прояснения авторской индивидуальности
Озона.
В сущности, в "Каплях" режиссер не предоставляет
зрителю ничего, кроме хорошей стилизации и уже известных постмодернистких
клише.
После апофатического гимна чувственности в
"Империи страсти" "Табу" – кино
почти целомудренное. Несмотря на сюжет, повествующий о гомосексуальной
любви между самураями-ополченцами, великому порнографу удалось обойтись
без откровенных сексуальных сцен. Теперь чувственность заговорила на языке
жестов, не менее выразительных, чем любовные объятия, и взглядов не менее
сладострастных, чем тел.
Полное созерцательной отстраненности, кино
рассказывает о страсти по-восточному сдержанно: на чувства наложены табу,
зритель, скорее, догадывается
о сути происходящего. Осима намеренно оставляет за кадром некоторые
обстоятельства, утаивает сюжетные связи, сводя повествование к скупой хронике
событий и заставляя героев говорить на языке притчевой иносказательности.
Из очевидных достоинств хочется отметить блестящую
актерскую игру (поклонники Такеши Китано смогут наслаждаться его
красноречивым молчанием), удивительный по силе изобразительный ряд и чарующе
прекрасное фортепьяно минималиста Сакамото.
В сравнении с "Империей страсти", которую,
кстати, Осима часто цитирует, "Табу" можно упрекнуть в излишней моралистичности
в финале, сводящей поэтичный, метафорически сложный фильм-афоризм к дышащему
екклезиастовской усталостью нравоучению.
Критическое сознание европейца, не склонное
благоговеть перед лицом любых национальных святынь, вероятно, не способно
произвести на свет монстра в духе пафосного голливудского эпоса.
С легкой руки Люка Бессона героиня
национального масштаба и гордость всех французов Жанна Дарк превратилась
в бедную душевнобольную девушку, с которой провидение сыграло дурную шутку.
Приняв свои болезненные фантазии за знамения Вс-вышнего, она, одержимая
чувством своего мессианского предназначения, заразила этим французских
солдат, поверивших в нее как в Спасителя.
Весьма травестийно трактуемое посланничество
Орлеанской Девы (к тому же, бездарно сыгранной экс-супругой режиссера Милой
Йовович) не позволяет серьезно относиться ко всем, даже самым драматическим
коллизиям ее судьбы. (Жалость – едва ли исторически уместное чувство по
отношению к той, кто спас нацию от позора.) Даже костер не выглядит убедительно
и не вызывает слез трагического катарсиса.
Впрочем, в фильме есть на что посмотреть. На все главные роли Бессон пригласил
самых интеллектуальных из оскароносных: Джона Малковича, Фэй Дануэй
и Дастина Хофмана. Восхищают полные символической поэтики эпизоды
божественных озарений Жанны. Батальные сцены по размаху скромнее голливудских,
но от того естественнее и аутентичнее эпохе. Кстати, снимали кино в основном
"на национальной почве" – среди готических ландшафтов Франции и Чехии.
На правах волюнтаристического предположения
замечу, что такое двусмысленное отношение к национальным героям религиозного
толка заставляет заподозрить еще один непроявленный дискурс, а именно:
параллель судьбы Жанны, которая вещала от имени Вс-вышнего и всем известного
исторического лица, пережившего в Иерусалиме подобную драму ровно 2000
лет назад. Если сопоставить эпизоды двух судов, то можно обнаружить много
любопытных совпадений и почти дословных цитат. Из фильма (в таком варианте
прочтения) можно сделать вывод о том, что посланничество, независимо от
масштаба личности, всегда отдает самозванством, заставляющим мир относиться
к себе серьезно, на единственном основании протекции потусторонних сил.