Уже не первое десятилетие в кругах еврейской
общественности ведутся дебаты о перспективах дальнейшего существования
еврейского народа. Эти дебаты особенно заметны в американской еврейской
общине, где продолжается интенсивная ассимиляция и число смешанные браков
очень велико.
Более года назад появилась книга профессора
Гарвардского университета Алена Дершовица, известного специалиста в рассматриваемом
вопросе. Название книги более чем красноречиво: "Исчезающий американский
еврей". ("The Vanishing American Jew").
Рассказывая о себе, профессор Дершовиц отмечает,
что он получил традиционное еврейское воспитание. Сегодня он - светский
еврей, при этом не скрывает своей приверженности еврейству. Как человек
либеральных взглядов, не националист, Дершовиц сознает, что либерализм
предполагает признание равенства всех людей, а также всех религий. Однако
этот либерализм - одновременно и одна из причин, приводящих к ассимиляции.
Он ссылается на последние исследования, которые показывают, что с 1988
года число смешанных браков возросло более чем на 50 процентов. Если еще
учесть низкую рождаемость у неортодоксальных евреев, то все вместе приведет
к постепенному исчезновению значительной части еврейского народа.
Вопросы ассимиляции и смешанных браков для
профессора Дершовица - не только общая национальная, но и близкая семейная
проблема. Его сын женат на христианской девушке. Девушка очень понравилась
не только сыну, но и отцу; она красива, интеллигентна и с прекрасным характером.
Это, однако, не уменьшает обеспокоенности автора книги по поводу будущего
еврейского народа. Он находит некоторое успокоение лишь в том, что оба
ребенка его сына считают себя евреями...
Не успели стихнуть дебаты о книге Дершовица,
как возник повод для новых комментариев и оценки данной проблемы. Всемирный
еврейский конгресс в Иерусалиме опубликовал свежие статистические данные
о количестве евреев во всем мире.
Отчет показывает, что наибольшее число евреев
находится в Соединенных Штатах - 5 миллионов 600 тысяч человек. Уместно
напомнить, что два десятилетия назад были приведены данные, согласно которым
в Соединенных Штатах тогда было 6 миллионов евреев. Можно ожидать, что
в ближайшие десять лет число евреев в Израиле превзойдет их количество
в Америке. Как высказывания Дершовица, так и выводы авторов отчета довольно
пессимистичны. Они предсказывают, что если культурная ассимиляция и смешанные
браки продолжатся нынешними темпами, еврейское население в диаспоре снизится
наполовину в течение ближайших 30 лет - от нынешних 8 миллионов 600 тысяч
до 4 миллионов 400 тысяч.
Согласно отчету, с 1948 года свыше 500 тысяч
израильтян покинули страну. Из них 350 тысяч живут в Соединенных Штатах,
около 40 тысяч поселились в Канаде, столько же - во Франции. Отчет также
говорит, что сабры, те, кто родились в Израиле и живут теперь вне страны,
очень мало участвуют в еврейской жизни страны проживания.
После Соединенных Штатов и Израиля на третьем
месте по величине еврейской общины стоит Франция, где живут около 600 тысяч
евреев. Следующее место занимает Россия - 350 тысяч. В Англии около 280 тысяч
евреев. Cтолько же - в Украине. В Аргентине - около 220 тысяч евреев.
Во всех странах, кроме Израиля и Германии,
еврейское население уменьшается. Это означает, что число умирающих превышает
число рождающихся. В Германии из 70 тысяч находящих ся там евреев больше
половины составляют иммигранты, в основном из бывшего Советского Союза.
Как полагают авторы отчета, ассимиляция евреев
во всем мире достигает 50 процентов, а в части американских и европейских
городов она ближе к 80 процентам. Особо выделена Финляндия, где ассимиляция
наивысшая: из 1200 живущих там евреев 90 процентов вступают в брак не с
евреями.
Около одного миллиона ортодоксальных евреев
(11.6 процента из общего их числа) находятся в странах диаспоры; 350 тысяч
из них строго ортодоксальны.
Немногим более 48 процентов всех евреев мира
принадлежат к консервативному или реформистскому направлениям иудаизма.
Ави Бекер, руководитель Иерусалимского института, проводившего исследования,
считает, что в последние годы происходит постоянный рост ультраортодоксального
сектора в диаспоре. Причина тому, как он полагает,- высокая рождаемость
среди ортодоксов и небезуспешные усилия по привлечению евреев к ортодоксальному
иудаизму.
В странах бывшего Советского Союза особо выделяются
строго ортодоксальные евреи. Большую помощь в их деятельности оказывают
духовные наставники, присылаемые из-за рубежа.
Около 40 процентов евреев в диаспоре не принадлежат
ни к какой религиозной общине, синагоге либо еврейскому общественному центру.
В части стран, как указывает отчет, евреи находятся в небезопасном положении.
В Иране, где проживает около 25 тысяч евреев, им разрешается до известной
степени вести религиозный образ жизни. Небольшое число евреев проживает
в странах с диктаторскими режимами: на Кубе - 800, в Йемене - 400, Ираке
-120, Сирии -100 и Ливане - около 20 евреев. Большинство евреев из этих
стран в последние годы эмигрировали оттуда в Израиль благодаря тайно проведенным
израильским акциям.
О том, что возможно и необходимо сделать, чтобы
противостоять интенсивной ассимиляции, происходящей в настоящее время,
уже в течение нескольких лет ведутся горячие дебаты среди еврейских общественных
деятелей. В первую очередь речь идет о подходе к смешанным бракам со стороны
еврейских семей и еврейской общины. Что возможно сделать, чтобы "чужая"
или "чужой" в семейной паре стали бы частью еврейского общества? Очень
важен вопрос об их детях: возможно ли на них повлиять и какими средствами,
чтобы они чувствовали себя евреями и чтобы их можно было рассматривать
как евреев? Какую роль в этом должны и могут сыграть еврейские конгрегации
и их руководители?
На указанные и другие вопросы, касающиеся
затронутой проблемы, нелегко ответить. Трудно сказать, имеется ли вообще
радикальное решение данной проблемы.