Повлявшиеся на городских выставках отдельные произведения Соломона Борисовича
Эпштейна всегда привлекали любителей живописи своим интересом к духовному
миру человека и окружающей природе, искренностью и теплотой. Однако они
не давали возможности познакомиться с творческим развитием мастера. Со
времени единственной более или менее полной персональной выставки его работ
прошло уже семнадцать лет, за которые был накоплен огромный творческий
багаж. Тем более ценна представленная во второй половине ноября в Центральном
выставочном зале “Манеж” экспозиция,, организованная при поддержке Еврейского
общинного центра Санкт-Петербурга и приуроченная к семидесятипятилетию
художника.
Соломон Борисович Эпштейн родился в Витебске
в 1925 году в семье портного. Через год после его рождения семья Эпштейнов
перебралась в Ленинград. В семилетнем возрасте он вместе со старшим братом
был отдан в Ленинградский дом художественного воспитания детей (ДХВД),
организованный на базе бывшей театральной студии жены Зиновьева Лилиной.
Педагоги высочайшего уровня, энтузиасты детского воспитания обучали малолетних
детей живописи, археологии, драматической игре, истории. Первыми учителями
Эпштейна были Соломон Давыдович Левин и Константин Александрович Кордобовский,
оставившие теплоту и бесконечную благодарность в душе художника. Коррективы
в художественное образование Эпштейна внесла война, вырвав из привычной
колеи на долгих и трудных четыре года.
Мирная жизнь Эпштейна началась с поступления
в институт, со второй попытки он становится студентом Академии художеств.
Прекрасное образование, полученное в мастерской В.М. Орешникова и А.А.
Мыльникова, дополнялось самостоятельным изучением творчества старых мастеров
в залах ленинградских музеев. Воспринимая дух любимых художников: глубочайшую
духовность полотен Нестерова, виртуозное чутье натуры Серова, утонченную
интеллигентность живописи Веласкеса, принципиальное отношение к жизни и
натуре Рембрандта, - Эпштейн никогда не впадает в подражательность, хотя
переживание творчества каждого из этих мастеров несомненно нашло отражение
в его творчестве.
С отличием защитив диплом, Эпштейн заканчивает
Академию художеств и становится членом Союза художников СССР, хотя и по
сей день считает, что “самое почетное звание - просто художник”.
Свою самостоятельную жизнь в живописи Эпштейн
начинает с портрета своего учителя К.А. Кордобовского с супругой. Написанный
в интерьере с натуры, он стал первым опытом группового портрета. Уже в
ходе работы над этим полотном Эпштейн приходит к решениям и принципам,
впоследствии ставшим характерными для его живописи. В первую очередь это
касается выбора формата. Стремление к использованию больших форматов появляется
у него еще в студенческие годы. Эта тенденция закрепилась и осталась на
всю творческую жизнь. За исключением акварелей, о которых будет сказано
ниже, и этюдов, зачастую также исполненных на больших форматах, малоформатной
живописи у Эпштейна практически не встречается. Характерен и выбор фона,
герои его групповых портретов помещены в привычную для них среду, как правило
- интерьер. К предметному окружению своих персонажей художник относится
крайне требовательно. При этом натюрморт в чистом виде не типичен для творчества
мастера. За исключением нескольких работ, выполненных акварелью, или множества
эскизов деталей интерьера, написанных к групповым портретам, он не встречается
в творчестве Эпштейна.
|
|
|
|
Владимира Грибова. 1979 |
|
Ранние работы, включая и “Портрет К.А. и Н.А.
Кордобовских”, выполнены в теплой колористической гамме, которая достаточно
быстро уходит из палитры мастера, уступая место более строгим, холодным
тонам. Одновременно художник приходит к новому способу работы над портретом:
сначала делает эскиз с натуры, потом пишет в мастерской. Постепенно работа
непосредственно с натуры почти полностью уступает место работе по памяти.
Огромный шаг к живописной манере Эпштейна
был сделан в картине 1969 года “Утро на Неве”. Этот большой холст написан
по памяти, но дан как пейзаж из окна мастерской. В сиреневой дымке над
утренней Невой копошатся люди, парусники, облака. Тема движения смешивается
с атмосферой утренней застылости, когда боишься нарушить резким движением
умиротворенность раннего утра. В этой работе происходит уход от иллюзии
глубины в картине, свойственной ранним работам художника, картинная плоскость
сливается с пространственной.
Эпштейна в выборе модели всегда привлекали
люди творческого склада. Результатом такого интереса стали работы “Портрет
Беллы Маневич” (1988), “Портрет Исаака Каплана” (1988), “Играет Мстислав
Ростропович” (1960 – 1980), “Портрет Цецилии Нессельштраус” (1988 – 1994)
и другие.
|
|
1960-1980 |
1985 |
Эпштейна нельзя назвать мастером быстрой кисти.
Каждое полотно занимает у художника достаточно много времени, из-под его
кисти появлялось около трех полотен в год, неоднократно в его творческой
судьбе возникали моменты, когда полотно “не шло” или он его “загонял”,
оставлял и возвращался, на поиск единственно правильного решения уходили
годы. Однако Эпштейн не относится к тем художникам, которые постоянно возвращаются
к своим полотнам, переписывая их практически заново, переделками изменяя
их почти до неузнаваемости.
Особую группу образуют портреты, которые можно
объединить общим названием: “Гости мастерской”. Иногда они приходят поодиночке,
и на свет появляются “Портрет художника Павла Нотехина” (1988), иногда
вдвоем – “Вальские” (1971), “Илья и Нина Соркины” (1973), “Влюбленные”
(1993).
Важную роль в творчестве Эпштейна играет тема
семьи и непосредственно связанная с ней тема любви. В его портретах семейных
пар можно увидеть необыкновенную долю нежности и лиризма. К таким работам
относится полотно “Еврейская мелодия. Семья Аркадия Фуремса” (1985). Значительную
роль в группе полотен, посвященных семье, безусловно, играют портреты членов
семьи самого художника. Их достаточно много. Эпштейн много портретирует
свою дочь – “Нина в 16 лет” (1977), “Дочь в черном платье” (1991), “Автопортрет
с дочерью” (1993-1998), сына – “Алеша” (1975), “Леше 28 лет” (1982), жену
– “Нина с детьми” (1963). Но, пожалуй, главным полотном, посвященным этой
теме, можно считать работу “Семья. Автопортрет с семьей” 1978 года.
Среди групповых портретов невозможно не остановиться
на так называемых сюжетных полотнах. Примером подобного полотна может служить
работа 1999 года “Три грации в электричке”. Написанный яркими сочными красками,
этот холст ошеломляет свежестью летних впечатлений, прекрасных незатейливых
молодых тел, простых движений.
|
|
|
|
Связав с портретом свою творческую жизнь, Эпштейн
большое внимание уделяет и другому жанру – пейзажу. Мы уже говорили о раннем
полотне “Утро на Неве”, второе полотно, посвященное Ленинграду – Петербургу,
было создано в 1994 году – “Санкт-Петербург. Белая ночь”. На вопрос, почему
столь немногочисленны холсты с видами родного города, художник отвечает
просто: “Очень трудно найти незахватанный фотографами и художниками уголок”.
В то же время Эпштейн создает прекрасные лирические работы, посвященные
Петербургу, но в другой технике. Когда-то открытая для него К.А. Кордобовским
техника акварель по бумаге “по-мокрому” была “вспомнена” и переработана
художником в конце1960-х годов. За время путешествий у Эпштейна накапливалось
огромное количество набросков, которые с помощью новой техники, акварель,
пастель и соус по бумаге “по-мокрому”, быстро превращались в лирические
пейзажи Камчатки, Вологды, Прибалтики, Ивановской области, Петербурга и
его окрестностей – Пушкина и Павловска. В акварелях нашли свое отражение
впечатления художника от поездок по США и Израилю. Прекрасные, свежие,
великолепно передающие атмосферу мест, оставивших неизгладимый след в душе
Эпштейна.
Сегодня художник продолжает работать не только
в этих жанрах, но и делится с нами своими наблюдениями, впечатлениями,
мыслями…