Благодаря усилиям Всемирного Еврейского конгресса
и ряда поддержавших его правительств и общественных деятелей, произошел
прорыв в вопросе выплаты денежных компенсаций жертвам Холокоста. Справедливость
наконец-то восторжествовала. Но одновременно с этим евреи поняли, сколь
тонкая это материя - получение через десятилетия принадлежащих им денег.
Весь мир должен видеть, что происходит это во имя восстановления справедливости,
а отнюдь не из желания унизить другие нации и тем более не от жадности
евреев, как об этом трубят некоторые европейские националистические организации.
Мир должен увидеть не корысть, а благородные устремления жертв нацизма,
которые требуют возврата только своего, а не чужого имущества или чужих
денег.
Тем неприятней наблюдать суету, которую проявляют
по этому поводу некоторые известные персоны и организации ряда стран. Особенно
ярко это явление наблюдается в Швейцарии, банки которой в годы Второй мировой
войны активно сотрудничали с нацистами и где возврат евреям награбленных
у них ценностей вызвал всплеск антисемитских настроений. Законные требования
жертв фашизма не дают покоя любителям легкой наживы, действующим по принципу:
“Если евреям возвращают долги, то пусть и они их отдают”. И не только в
ряде европейских стран – такие голоса в последнее время все чаще звучат
и на других континентах.
О “еврейском долге” вдруг вспомнили и в арабских
странах. В Интернете недавно помещена статья “Долг длиною в 3000 лет”,
перепечатанная из каирской газеты “Аль-Иттихад”. В ней сообщается, что
три тысячелетия назад, уходя из египетского плена, евреи якобы ограбили
местных жителей, отобрав у доверчивых египтян много золота и серебра. И
если теперь евреям возвращают имущественные долги 60-летней давности, то
и они должны вернуть то, что когда-то отобрали у египтян, исходя из поговорки
“долг платежом красен”.
Для доказательства существования проблемы
автор статьи ссылается на Тору, указывая ее разделы и страницы, на которых
якобы эти факты зафиксированы, и требует, чтобы Израиль вернул “награбленное”
ныне здравствующим гражданам Египта.
Для того, чтобы научно оправдать свои претензии,
некоторые арабские общественные организации ссылаются на выводы профессора
Каирского университета, доктора Набила Хилый, утверждающего, что требование
египтян вполне легитимно, поскольку в этой стране сегодня проживают наследники
тех, кто жил на территории Древнего Египта три тысячи лет назад.
Что же происходило на самом деле в те далекие
от нас времена, когда евреи вырывались из многолетнего плена на просторы
свободы? Вот как описано это событие в Пятикнижии Моисеевом (Исход, стр.
69 - 70): “И сказал Г-сподь Моисею... Внуши народу, чтобы каждый у ближнего
своего и каждая женщина у ближней своей выпросили вещей серебряных и вещей
золотых...
И сделали сыны Израилевы по слову Моисея,
и просили у египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд. Г-сподь же
дал милость народу Своему в глазах египтян, и они давали ему...”.
Итак, местные жители действительно оказали
материальную помощь евреям по их просьбе. При этом не следует забывать,
что 430 лет они были рабами в Египте. В нечеловеческих условиях евреи строили
города и дороги, храмы и пирамиды, укрепляя экономическую мощь страны.
Взамен они получали нищенскую жизнь и плетку надзирателя. Когда наступил
день освобождения от рабства и надо было тронуться в далекий, неведомый,
полный опасностей путь в Эрец Исраэль, то оказалось, что у евреев не только
нет никаких денежных сбережений, но и отсутствуют какие-либо запасы пищи.
Об этом свидетельствуют священные книги: “И
испекли они из теста, которое вынесли из Египта, пресные лепешки, ибо оно
еще не скисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить,
и даже пищи не приготовили себе на дорогу" (Вторая книга Моисеева. Исход,
стр. 71). Нищими уходили евреи из многовекового египетского плена. И это
несмотря на то, что три миллиона наших соплеменников, в том числе 600 тысяч
мужчин, свыше четырех сотен лет изнурительным трудом обогащали фараонов
и их приближенных.
О каком же долге евреев египтянам здесь может
идти речь? В Книге “Исход”, которую я уже цитировал, говорится, что по
бедности своей и ради выживания на долгом и опасном пути в Эрец Исраэль
евреи просили у местных жителей золото, серебро, одежду, чтобы выдержать
тяжелые испытания. Просили египтян, но не убивали их, не жгли людей в газовых
топках, просили, но не расстреливали египтян и не снимали с убитых золотые
кольца, не вырывали золотые коронки. Поэтому сравнение законных требований
жертв Холокоста о компенсациях с так называемым “долгом Израиля Египту”
иначе, как дикостью и абсурдом, назвать нельзя.