…Сначала был Киев, рабочая часть поездки с
грамотными лекциями по иудаике,
роскошной гостиницей и качественным питанием. Как-то получилось, что в
Киеве я ни разу не была и первое впечатление было: “Союз” примерно 60-х
годов. Несколько запыленная “провинциальная столица”.
Но была экскурсия по Подолу. Еврейский Киев...
…И были дома, где сушили белье, переговаривались
с балконов, ходили в гости, выходили замуж, рожали детей. А потом шли по
Подолу, тогда, в 41-ом. И липы, в три обхвата деревья. Были ли они тогда?
Ну, если нет, то камни, земля. ТЕКСТ. Странный оборот! … И было… “…И был
вечер, и было утро…”. Головокружительный оборот: и было и будет – соединяющиеся
в одно…
А впереди была та настоящая часть поездки,
где от предстоящего – холодок в животе. По местечкам… МЕСТО (маком), на
иврите одно из имен Га-Шема.
Это уже было несколько лет назад в поездке
по Западной Украине. Львов, Косов, Куты, Вижница, Садигора.
История Израиля из Рижина-Рижинца — еврейского
“принца”, рассказанная Э.Визелем, материализовавшаяся в кружевные развалины
дворца, пылающего кирпичной кладкой среди изумрудной зелени.
И была могила цадика. Мы шли среди “мацев”,
прячущихся в зарослях травы, и казалось, заполнявших почву. И светящийся
купол простой гробницы, камушки и травинки, положенные нами вслед за нашим
красивым проводником – “габаем” из Черновцов.
И самое главное – это летний воздух, насыщенный
как после грозы внутренним напряжением. И выйдя с кладбища, с удивлением
ты понимаешь – это правда…
А встреча со всем этим произошла давно, когда
все уезжали, и Саша Окунь оставил свой с Борей Глинером перевод Э.Визеля
“Огонь и души”. И когда, чуть позже я влезла в него, я не могла оторваться.
Это была та же энергетика, которой позже были насыщены расколотые мацевы
в траве и светящийся купол в Садигоре.
Взлет из обреченности, из отсутствия смысла.
Взлет, потому, что ты человек и всегда есть человек, которому ты нужен,
и всегда найдется человек, скажущий тебе именно те слова, которые нужны
тебе в данный момент, не подозревая об этом.
…Тогда соединились дзен-буддизм и Лао-Цзы,
а герои суфийских притч дословно повторяли хасидские истории только с другими
именами…
Они подали тебе руку тогда, и, оказавшись
утром в Субботу в синагоге, я не могла избавиться от ощущения присутствующего
здесь папы в привычной шляпе с полями…
Почти рождественская история про еврейскую
девочку, подброшенную к дому священника, моего прапрадеда, в конце 19 века
где-то около Могилева. Все концы старательно скрывались…
И спустя 100 лет в Ленинградской Синагоге
было ощущение сверкнувшего света. А потом Косов, Куты, Садигора.
Они снова пришли мне на помощь. Снова сверкнул
смысл. Я запомнила одно: сверху помогают, когда стараешься снизу…
Но вот 2-я часть путешествия, в гостиницу собирались художники Петербурга, Москвы, Иерусалима, местные киевские… Странно, я завидовала им, у них впереди это…
|
|
|
|
|
|
|
|
…И даже в Буске, где была низина, трава, гуси
косолапо стремились к нам, взволнованно гогоча что-то, и были ямки от согнанных
на расстрел и гусиные перья беспомощно валялись повсюду, как символ не
выслушанного, не записанного и бабушка из Буска наш “Харон” просила реб
Довида помолиться за тех, от которых ямки.… А на верху было старое еврейское
кладбище, и мацевы свисали, как молчаливые свидетели того, что было там,
внизу.
Жизнь, смерть.… И реб Довид стоял перед найденной
могилой цадика 16 века, и сердце привычно тянуло.
И Броды, безумная красота мацев, сросшихся
с этой землей, травой. Лил дождь, как бесконечные слезы матерей, жен, детей,
а может Небо, глядя на невозможность найти тех, кто был рядом, рыдало за
всех.
Потом был Острог. И выставка на стенах крепости.
Это была хорошая выставка, честная.
…И не было времени у дочери Царя заехать в
Бердичев на ужин к раввину и его жене, пусть простят нас уважаемые реб
и ребецн…
Мы ехали дальше… Недалеко от Острога, среди
молчаливых сосен лежит большой валун – очередное место расстрела…
И опять лил дождь. Лил на небольшую толпу
“гостей из далека”, на двух коз, позировавших на камне, с аппетитом грызущих
гладиолусы, принесенные на могилу. И снова плакала дочь Царя, а Бешт утешал
ее, показывая на коз и рассказывая очередную притчу о том, что жизнь продолжается.
И Феликс Лейбович вспомнил песню, которая на идише была записана в тетрадке
его мамы, и спел ее в автобусе не очень знакомым голосом и не закончил
ее, потому, что сердце у него, наверное, болело тоже.
Трудно, очень трудно взлететь после этого
в цвет, в линию, в воздух, к Небесам…
Что же это, местечко, место… Рассыпающийся
камень, прах? Что это – прошлое?
Рассыпается одежда. К сожалению, материальной
жизни свойственно умирать. А что остается от сгоревшей рукописи? Текст
– смысл.
Ты принц, у тебя есть замок, пусть горящий,
а в замке есть король. А значит, есть кому, и есть зачем. И есть пока еще
завтрашний день.
И Король ждет...
Летом 2000 года группа художников С-Петербурга участвовала в поездке по еврейским местам Украины. Поездка состоялась благодаря поддержке Джойнта.