В архиве директора
израильской организации "Шамир" Бецалеля Шифа немало материалов поистине
редких и удивительных. В ближайшее время мы намерены опубликовать часть
из них — такие, как "Евреи и искусство", "Евреи в шахматах", "Музыка Пятикнижия",
"Истоки еврейского племени", "О еврейских корнях украинских гетманов" и
т.д. Все эти статьи, опубликованные более 60 лет назад в парижском "русском"
журнале "Рассвет", конечно же, будут интересны нашему читателю.
Один из таких
материалов — перед вами. Побывав в Палестине, Марк Шагал рассказывает о
своей поездке. Мы перепечатываем это интервью из журнала "Рассвет" за 1931
год, не сокращая и не изменяя.
Итак, Шагал
— о нашей исторической родине.
Странное чувство охватывает, когда оказываешься
в приемной Шагала. Точно неожиданная встреча с другом детства: со всех
сторон глядит безмятежная шагаловская "творимая легенда" — все те образы,
которью в тусклых и обманчивых репродукциях дошли до меня уже много лет
назад и поселились в самом сокровенном уголке души... Вот он наконец передо
мной — незабвенный молчаливый еврей, пепельно-печальным голубем пролетающий
над уткнувшимся в снежные сугробы городом...
Но вот и сам Шагал. Что-то детски доверчивое
есть в его улыбке — надо видеть эту улыбку, чтобы коснуться самого дна
этих картин. Что-то тревожное, недосказанное мелькает иногда в глазах.
Мы усаживаемся. От картин направо, налево и сзади идут беспокойные лучи,
заставляющие меня иногда ерзать на стуле.
Приступим к "допросу".
|
|
— Ваша поездка в Палестину состоялась в
связи с организацией музея искусств в Тель-Авиве?
— Да, меня пригласил заняться этим Дизенгоф.
Съездить в Палестину я давно собирался. Визит Дизенгофа и его приглашение
мою поездку ускорили... Вы знаете Дизенгофа, этого семидесятилетнего молодого
человека? Нельзя было не откликнуться на его призыв. Влекла ли меня Палестина
именно как художника? Видите ли, я поехал туда как еврей. Я хотел воочию
посмотреть на все это — как они строят страну. У меня это всегда так —
раньше идет человек, а за ним — художник. И потом вся эта экзотика Востока,
за которой обыкновенно гонятся, вся эта этнография, которую художники спешат
нанести на полотно, мне кажется несущественной... Разве дело в какой-нибудь
там пальме или горе? Ведь такую же пальму и почти такую гору, таких же
пестрых арабов и верблюдов можно найти и за несколько сот километров от
Палестины. Для этого достаточно съездить в Алжир или в Марокко... Нет,
европейская мерка тут ничего не может дать. Другое дело, если на это все
посмотреть внутренним глазом, понимаете ли вы?.. Конечно, Делакруа и Матисс,
не в пример Гогену, сумели что-то увидеть в Северной Африке, но они не
евреи, у них нет нашего прошлого. Нет, я смотрел на все это глазами еврея
— и больше ничего.
Да, в Тель-Авиве очень радостно, блестит солнце,
молодежь улыбается тебе в глаза... С тех пор, как евреи поселились в этой
солнечной стране, у них появилось новое — здоровое — начало, чего нет в
галуте, — это какое-то особое спокойствие, уверенность в себе; еврей там
твердо ходит и работает, эта "кучка" в 170 тысяч человек намерена, несмотря
на политическую и экономическую атмосферу, продолжать начатое; и еврей
этот гораздо меньше реагирует на всякую встряску, чем евреи вне Палестины...
И у всех этот подъем: и у купцов, и мещан в городе, и в киббуцах, где им,
конечно, гораздо труднее живется... Но евреев там еще мало! Генеральских
сил, пожалуй, вдоволь, но "армии" не хватает...
Конечно, не все еще гладко. Есть, пожалуй,
в отношении политических проблем сионизма некоторое безразличие... Но что
же вы хотите - все очень много работают. Вы знаете, как рабочие живут и
что едят? Они положили там все свои силы, строили, создавали, и, естественно,
они теперь осторожны в отношении перемен и связанного с этим риска... Кстати,
я чувствовал себя очень хорошо в Эмеке, в этих кибуцах... Хотелось даже
пожить среди них...
Общее впечатление? В Палестине меня поразило
постоянное вездесущее сопоставление двух элементов: с одной стороны — порыв
в будущее, борьба за новое; с другой — пафос давно окаменевшего, отжившего
прошлого; и то и другое одинаково сильно и волнующе.
— Это заметно, наверное, в особенности в
Иерусалиме?
— Иерусалим?.. В этом городе ощущаешь, что
дальше оттуда уже нет дорог... Я чувствовал, что по этим узким улочкам,
с их козами и арабами, по переулкам, которыми теперь бредут к Стене Плача
красные, синие и зеленые евреи, — недавно еще проходил Христос... Здесь
чувствуется вся односемейность еврейства и христианства — это было ведь
одно целое, а потом пришли какие-то дьяволы разорвали все и разделили...
Чувствуешь, какая мощная культура разрослась тут когда-то... Если ей суждено
воскреснуть, она будет одной из богатейших на Земле, — я говорю это, вовсе
не будучи шовинистом... Все же остальное в Иерусалиме — и мечеть Омара,
куда меня заставил поехать Эдвин Сэмюэль, и святые места, — несмотря на
мой большой интерес к Христу как к поэту и фигуре пророческой, — меня оставило
равнодушным... Впрочем, за два с половиной месяца я ведь все объездил и
пожил и в Сафеде, и в Хайфе, и в колониях...
— Как же обстоят дела с музеем?
— Это сложный вопрос, и — скажу прямо — у
меня совсем мало надежды на то, что он разрешится благополучно. Вначале
предполагалось, что функции будут резко разграничены. Есть там, в Тель-Авиве,
комитет: Дизенгоф, Бялик, Шошана Персии, — очень хорошо, но художественный
контроль, то есть подбор материала, должен был осуществляться здесь, в
Париже; в художественный комитет вошли Э.Флег, Хана Орлова и я; можно было
бы наезжать время от времени. Все дело ведь в том, как подойти к такому
начинанию. Я набросал беспристрастный художественный план, наметили залы:
Израэльса, Либермана, Писсаро, Модильяни, Паскена — в качестве остова,
базы, вокруг которой могла бы группироваться и разрастаться подлинная художественная
молодежь... Ведь гораздо легче, подчеркиваю, реализовать серьезный план
собирания еврейских художественных ценностей — я говорю о подлинном музее
— с чистой, выдержанной на 100 процентов программой, чем что-нибудь убогое,
полное компромиссов, куда даже и культурный турист не заглянет... Для этого
нужна на несколько лет настоящая диктатура людей строго компетентных, которым
доверяют и кому всецело предоставляют художественное руководство... Но
что вы хотите: Тель-Авив — не Париж, и надо сказать, что мы, евреи, еще,
в общем, не разбираемся в искусстве... К еврейскому обществу, как к листу
с клеем, липнет прежде всего все мелкое, преходящее... Есть опасность:
из этого музея выйдет второй "Бецалель"... Хотят портреты еврейских знаменитостей...
Разве важно для музея, что это портрет Л.Блюма? Важно ведь, как и кем он
сделан, а то, что он изображает именно Блюма, — это на втором плане...
Хотят завалить этот музей какими-то муляжами, гипсами, копиями. Кому это
нужно? К чему весь этот заплесневевший хлам? Тут не место покладистости
— надо уметь даже отвергнуть подарок, если он идет вразрез с намеченным
художественным планом. Но если все это несерьезно, я сниму с себя всякую
ответственность за ход этого дела... Одно из двух: пусть устроители доверятся
нам или пусть действуют по своему вкусу. Но в этом случае я совершенно
не могу допустить, чтобы какой-нибудь комитет прикрывался моим именем,
оно не должно даже упоминаться!..
...Таков заключительный аккорд интервью. Еще один, последний взгляд на портрет молодой женщины в черном — на матово-лимонном фоне — портрет, который можно увидеть только во сне, — и я прощаюсь с моим собеседником