Элиза Феликс, так назвали будущую знаменитость, родилась в 1821 году в
бедной многодетной еврейской семье, удравшей от гайдамацких погромов на
Украине и обосновавшейся на юге Франции. Имя ее отца – Барух – «благочестивый»,
или в латинском переводе – Феликс, стало его фамилией. Какое-то время он
учился на раввина, но нужда заставила быстрорастущее семейство переехать
в Париж. Средство для заработка, ставшее первой ступенью на пути к искусству,
нашла старшая дочь Сарра, которая первой начала исполнять песенки на улицах
и в парижских кафе. Позднее к ней присоединилась тринадцатилетняя Элиза.
Ее прекрасный голос и классическая красота были замечены владельцем парижской
Консерватории духовной музыки. Он взял Элизу в обучение певческому мастерству.
Одновременно она стала увлеченно изучать драматическое искусство, призвание
к которому оказалось сильнее, чем к музыкальному.
В семнадцатилетнем возрасте Элиза исполнила
свою первую роль во всемирно известном театре «Комеди Франсез». В артистических
кругах тогда в моде были библейские имена, и Элиза взяла себе псевдоним
Рашель. Под этим именем она сразу стала знаменитой, была замечена Альфредом
де Мюссе, посвятившем ей несколько хвалебных статей. Французские критики
разделили восторг известного писателя и уверяли, что «ничего подобного
Франция никогда не видала на театральных подмостках».
Лучшие трагедии Корнеля, Шиллера. Расина,
Гюго в исполнении Рашель приобрели новое звучание и до наших дней являются
образцом сценического совершенства.
Античная красота, природная эмоциональность
и незаурядная трудоспособность привлекли внимание к Рашели театрального
мира европейских стран, где в середине прошлого века прошли ее гастроли.
Русские аристократы и царь Николай Второй, известный своими антисемитскими
настроениями, были в восторге от ее игры на петербургской сцене. Она выступала
в Нью-Йорке и других городах США. Везде необыкновенный успех сопутствовал
бывшей уличной певичке.
Сестры Рашель – Сарра, Ревекка, Лия и Дина
также стали актрисами. Особый успех выпал на долю кузины Юдифь, выступавшей
также в театре «Комеди Франсез». Им посвящены статьи в русских, еврейских
и театральных энциклопедиях. Единственный брат Рафаэль стал владельцем
нескольких театров Парижа. За четверть века дети из бедной еврейской семьи
превратились в состоятельных французских аристократов.
Революционные события 1848 года Рашель восприняла
с воодушевлением. На уличных митингах, на сценах различных парижских театров
в течение нескольких недель она выступала с пением «Марсельезы», призывая
народ на баррикады.
Рашель не была замужем, но у нее было двое
детей. Один – от сына Марии Валевской и Наполеона Бонапарта, отцом другого
стал племянник Наполеона. Она оставалась еврейской матерью – для своих
сыновей посчитала обязательным обрезание. Однако ее любовные приключения
были осуждены еврейской общественностью, хотя одна из парижских еврейских
газет отмечала, что Рашель никогда от еврейства не отрекалась.
В кругу парижской буржуазии Рашель познакомилась
с Изаком Кремье, светским евреем, достигшим высокой правительственной должности
и много сделавшим полезного для своего народа. Под влиянием Кремье еврейство
для Рашели приобрело новый – национальный – смысл. Заболев туберкулезом,
великая актриса завещала похоронить себя по еврейскому обряду. Она умерла
в возрасте 37 лет. На похоронах Рашели главный раввин парижской консистории
прочитал кадиш и подчеркнул, что она осталась преданной дочерью своего
народа.
Сарра Бернар, покорившая вслед за Рашелью
театральный мир, перед смертью также вспомнила о своем еврействе и выразила
сожаление, что не уделяла должного внимания своему народу. Ровно через
сто лет после рождения Рашели появилась на свет Симона Синьоре, – еще одна
звезда на театральном Олимпе, в жилах которой текла еврейская кровь. Любопытно,
что известные кинозвезды Мерилин Монро и Элизабет Тейлор по известным им
причинам, в свое время решили перейти в иудаизм.