В субботу перед праздником, Шабат-Захор (Суббота
"Помни!"), в синагогах, кроме обычной главы Торы, читают еще и отрывок
“Помни, что сделал тебе Амолек”. Традиция связана с тем, что один из главных
"героев" Свитка Эстер, злейший враг евреев Аман, был потомком Амолека.
В отрывке сказано, что с Амолеком и амолекитянами нельзя идти ни на какие
компромиссы. На первый взгляд подобное отношение Торы к врагу еврейского
народа представляется удивительным. Ведь были в истории евреев и другие
враги, и другие народы, преисполненные антисемитизма, принесшие ему большие
несчастья, однако с ними в определенных условиях можно “иметь дело”. Единственный,
с кем категорически запрещено идти на какие-либо контакты, — это народ
Амолека.
Может показаться, что этот запрет не актуален
в наши дни: народа Амолека не существует больше. Тем не менее раз в год,
в субботу, предшествующую празднику Пурим, мы читаем отрывок “Помни”.
Еврейская философия утверждает, что Амолек
— это гораздо более широкое понятие, чем просто народ. Амолек — символ
абсолютного зла, абсолютного и непреодолимого. Символ беспричинной ненависти
к евреям, которую никакими средствами не искоренить. Вот почему по отношению
к амолекитянам установлен столь суровый закон полного неприятия.
Появление в Торе образа Амолека весьма неожиданно.
Это случилось после казней, которыми поразил Вс-вышний египтян. После Б-жьих
чудес в Египте и при переходе евреями Красного моря.
Амолек все это видел и не побоялся воевать
с евреями. Он восстал против евреев, хотя знал, что Вс-вышний не даст Свой
народ в обиду. Он совершенно сознательно отправился на войну с сынами
Израиля. И о нем сказали мудрецы: “Знает хозяина и пытается бунтовать против
него”. Ненависть к евреям была в нем превыше разума, превыше всех других
чувств.
Исходя из такого взгляда на Амолека, легко
понять, что он может быть и среди нас и даже в каждом из нас. И не только
может быть, но и есть. Поэтому столь актуальна глава Торы, которую читают
в субботу перед Пуримом. Мы должны сегодня выйти на войну с Амолеком и
победить его внутри себя.
“Амолекийский” взгляд на мир может рядиться
в разные одежды. И поэтому так важно помнить, что сделал Амолек еврейскому
народу. Иногда Амолек может обратиться рациональным подходом к святости.
Он знает: “что-то там есть”, но готов бунтовать, просто так, без причины.
Даже в наше время происходят вещи, которые не чем иным, как чудом не назовешь.
Люди потрясены: “Чудо!”. И вдруг кто-то говорит: “Нет, это всего лишь стечение
обстоятельств”. Он не пытается убедить, не считается с объективными обстоятельствами,
он просто утверждает, что “это не чудо”.
Только уничтожив в себе Амолека, рациональный
холодный подход к святости, мы сможем по-настоящему весело провести праздник
Пурим.