Поразительное, почти анекдотическое сходство
связывает два Исхода — давний, из Египта, и новейший — из России. И сколь
велико бы ни было значение первого Исхода, пророчество обещает, что "исход
из земли северной" затмит его славу, "Не будут говорить более, Вс-вышний,
выведший из Египта, но скажут: выведший из северной страны".
Обратимся к одному аспекту исторической аналогии.
Для тех из нас, кто ведет салонные беседы,
слова наших предков: "И сказали они Моше: "Разве не хватало могил в Египте,
что взял ты нас умирать в пустыне? Что ты сделал с нами, выведя нас из
Египта? Разве не об этом говорили мы тебе в Египте: "Оставь нас, и будем
мы служить Египту; ибо лучше нам работать на Египет, чем умереть в пустыне".
И сказал Моисей народу: "Не бойтесь, стойте и увидите спасение Вс-вышнего,
которое Он вам сотворит ныне; ибо Египет, который вы ныне видите, не увидите
более никогда".
Рабство — не лучшая из возможных форм существования,
но евреи не были в Египте частными рабами, они "работали на Египет", то
есть, в терминах того общества, в котором мы выросли, они были государственными
служащими, им было обеспечено бедное, но уверенное существование.
Более того, чтобы добавить еще пунктик к исторической
аналогии, в мидраше мы читаем: "и наполнилась евреями вся земля Египетская,
— наполнились ими цирки и театры". Мы-то привыкли думать, что в евреи в
Египте только кирпичи из глины лепили, а они, оказывается, вносили свой
вклад в культуру Древнего Египта.
Можно было бы предположить, что Моше станет
убеждать евреев не возвращаться в Египет. Он, действительно, приводит четыре
довода, три вполне ожидаемых, а четвертый — достаточно странный: "ибо Египет,
который вы ныне видите, не увидите более никогда".
Современные историки, действительно, датируют
упадок Египта, переход от среднего к позднему царству временем Исхода.
Почти 500 лет потребовалось Египту, чтобы восстановить разрушенную цивилизацию.
Страна, которую покидают евреи, переживает
клиническую смерть. Так случилось с Испанией в 1492 году, так случилось
в наши дни с Россией.
Можно бы объяснить этот феномен рационально:
евреи, уходя, "жгут мосты". Или, иное популярное объяснение: общество настолько
пронизано нитями еврейского присутствия, что извлечь их — все равно, что
извлечь из живого существа скелет по косточке.
Оба объяснения допустимы, но истинное толкование
наших мудрецов проще и ярче. Народы мира ненавидят евреев, мечтают (обычно)
от них избавиться.
Они и не подозревают, что именно благодаря
присутствию евреев они одарены великим благословением Вс-вышнего.
Есть у сказанного два важных вывода. Первый
— для неевреев. В "Зоаре" сказано: если бы они знали, как велико благословение,
черпаемое миром из молитвы еврея, они хватали бы евреев за полы одежды
и заставляли молиться.
Но это урок "для них". А "для нас"? Ну а мы
должны помнить, что история необратима, невозможно "вернуться" ни в Египет,
ни в Испанию, ни в Россию. Их просто-напросто нету, не осталось камня на
камне.