ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Главным событием месяц Нисан является праздник
Песах.
В Песах мы едим мацу, которую “Зогар” называет
пищей веры. Имеется в виду, что в Песах через мацу мы “черпаем” веру на
весь год точно так же, как в праздник Суккот и Симхат-Тора через веселье
мы “черпаем” радость.
В пасхальных молитвах этот праздник называется
временем нашей свободы, временем, когда каждая еврейская душа благодаря
укреплению веры освобождается от текущих забот. В Песах еврейская душа
обращается к своему духовному источнику.
Но разве только евреи верят? Ведь и у других
народов есть свои вероисповедания? Что же необычного в вере народа Израиля?
Что мы подразумеваем, когда говорим о вере, которая укрепляется в Песах?
Представляется ошибочным, когда говорят о вере, подразумевая лишь признание
того, что Б-г создал небо и землю. Осознание этой истины не требует особой
веры, она постигается разумом. И не нужно для этого быть евреем, да еще
и глубоко верующим.
Так что же такое подлинная вера? Особенность
еврейской веры в Создателя заключается в следующем. Еврей верит в то, что
с момента создания мира Вс-вышний ни на минуту не покидал этот мир. Стоило
бы Ему даже на короткое время его оставить, как он перестал бы существовать.
Хозяин мира не только создал небо и землю, но и продолжает создавать их
ежеминутно.
Однако в этом созданном Б-гом мире, на первый
взгляд, присутствие Б-жественности не очевидно. Вот почему евреям была
дарована Тора: Вс-вышний возжелал, чтобы путем исполнения Его заповедей
мы открывали скрытую Б-жественность в этом мире. Для решения столь сложной
задачи понадобился “допинг”, в роли которого и выступает маца в праздник
Песах. Маца, в отличие от хлеба, символизирует отсутствие гордыни.
У многих возникает вопрос: чем объяснить,
что исторически евреи всегда жили обособленно? Основной причиной этого
является опасение, что в противном случае они могли бы отвратить свои сердца
от Вс-вышнего. Это вовсе не означает, что неевреи – плохие люди, но у них
веками сложился свой принцип: Б-гу Б-гово, а кесарю кесарево. Эти люди
считают необходимым ходить в храм, там молиться, а, выйдя оттуда, они попадают
в другой мир, где действуют иные законы, иные правила. Противоположен этому
еврейский принцип, который гласит: “сделай из окружающего тебя мира жилище
для Б-жественности”. Мы в этом мире для того, чтобы освятить его, чтобы
материальное превратить в духовное. Единственная возможность направить
своих детей на путь еврейства – это быть для них живым примером.
И да будет воля Творца, чтобы мы удостоились
истинного и полного освобождения. Как сказано: “… в Нисан были освобождены,
и в Нисан будут освобождены”. Тогда и откроется, что весь мир наполнен
Б-жественностью.
Кашерного и веселого вам праздника Песах!