В середине
марта в Центральном выставочном зале “Манеж” завершилась большая художественная
выставка, организованная при поддержке Еврейского общинного центра Санкт-Петербурга.
Данная экспозиция стала продолжением серии выставок под общим названием
“Художественные династии”.
Если бы выставка могла носить несколько названий,
то одно из них было бы “Выставка длиною в век”, ибо она демонстрирует стилевые
течения почти всего XX столетия. Однако не в этом ее основная ценность.
И не в том, что она представляет творчество столь большого количества участников
(их восемнадцать). Главное, что все участники выставки находятся друг с
другом в той или иной степени родства, составляют – в прямом смысле этого
слова – одну семью.
Экспозиция дает любителям искусства возможность
познакомиться как с классическим искусством, так и с творческими исканиями
современного авангарда. Витражи, архитектурные проекты и фантазии, произведения
живописи, графики, скульптуры, пройдя тщательный отбор, расположились на
двух этажах “Манежа”. Участники не воспринимали эту выставку как единственную
возможность более или менее полно представить свое творчество – за их плечами
городские, всероссийские и зарубежные выставки. Цель, преследовавшаяся
как устроителями, так и участниками, – показать уникальность семьи, сумевшей
не только пережить все катаклизмы российской истории, но и сохранить импульс
творчества, ставшего сутью жизни каждого ее члена. Именно поэтому их по
праву можно назвать художественной династией.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
Путь в искусстве Галины Моисеевны Вайнман-Стожаровой
не был так прям и логичен, как у ее родителей. Сейчас она увлеченно работает
маслом, пастелью, гуашью, создает выразительные портреты, сказочные, роскошные
натюрморты, пейзажи, в которых переплетаются фантазия и реальность. Ее
дочь, Ольга Стожар, самобытный и интересный художник, создает яркие,
мощные по энергетике живописные полотна, сложенные из крупных локальных
мазков и плоскостей.
Дмитрий Моисеевич Вайнман воспринял
любовь родителей к ручному труду, материалу, самой атмосфере творчества
скульптора. Работая с различными материалами – деревом, керамикой, бронзой,
мрамором, гранитом – он обращается к различным темам: портрету, обнаженной
женской натуре, композиционному портрету, мелкой пластике, анималистическим
мотивам, музыке. Не чужд Дмитрий Вайнман и графики. Работая карандашом,
сангиной, углем, фломастером, пастелью, он создает рисунки моделей, портреты,
пейзажи.
Совершенно в ином ключе работает его жена,
Елена Михайловна Натаревич. Ее акварели и цветные литографии, лирические
и очень тонкие, пронизанные теплотой и светом, открывают зрителю чистый
и трогательный мир детства и юности. Стиль ее творчества во многом сложился
под влиянием отца, Михаила Давидовича Натаревича, с которым она
долгое время работала рука об руку.
Михаил Давидович, выходец из витебской художественной
школы Ю.М.Пэна, в начале работал в области жанровой картины, тема которой
– человек в революции. Художник выбирал не острые, стрессовые моменты,
а останавливал свой взгляд на повседневной жизни обыкновенных людей, вместе
со страной переживающих переломный момент истории. Со временем он отходит
от этой тематики, но оставаясь в рамках жанровой картины, обращается не
к происшествию или событию, а к человеку в его мирной повседневной жизни,
изображая его с интересом и симпатией. Из-под его кисти появляются мягкие
и нежные по цветовому решению выполненные темперой полотна, сельские или
городские жанровые сценки: детишки, копошащиеся в снегу, мамаши, ведущие
бесконечные беседы, трактористы после рабочего дня, женщины, полощущие
белье в реке. Прекрасно передавая атмосферу жизни своего современника,
М.Д.Натаревич практически отказывается от деталей в картине, считая наиболее
важным пластику тела, способную наилучшим образом выразить характер человека.
Центральной темой его творчества становится тема материнства, способная
наиболее полно раскрыть природу человеческих взаимоотношений, заглянуть
в самую человеческую суть. Пожалуй, особняком в его творчестве стоит серия
картин-портретов “Портрет Пабло Пикассо” (1969), “Портрет скульптора Н.Могилевского”
(1969), “Марк Шагал” (1972), выросших на изучении творчества портретируемых
и отличающихся не только колоритом, композиционным строем, но и самим подходом
к теме, хотя главным в них остается для художника человек, его внутренний
мир.
|
|
|
|
Его супруга, Ольга Алексеевна Натаревич, активно
изучавшая изобразительное искусство, после замужества и рождения первого
ребенка нашла в себе силы оставить учебу и полностью посвятить себя семье,
воспитанию детей. И только когда дети выросли, получили образование и стали
самостоятельными, она, после длительного перерыва, взяла в руки акварельные
краски и начала рисовать натюрморты, городские и сельские пейзажи.
Дети Ольги Алексеевны и Михаила Давидовича Натаревич избрали своим
поприщем искусство. Их сын, Аркадий Михайлович Натаревич, связал
свою жизнь с витражом, создавая уникальные композиции на мифологические,
классические, абстрактные, морские и растительные сюжеты. Работая в режиме
эксперимента и лабораторного поиска, он разработал уникальную авторскую
технологию, благодаря которой ему удается создавать великолепные пласты
и тактично вписывать их как в архитектурную среду, так и в камерные пространства
квартир и офисов. Делая все, чтобы возродить традиции петербургского витража,
он организовал свою мастерскую. В ней в качестве художника-исполнителя
работает его жена Галина Борисовна Натаревич. До 1990 года она занималась
созданием гобеленов. Главной работой стал цикл гобеленов, посвященных музыкальным
инструментам, для ленинградской гостиницы “Карелия”. Выполненные в красно-бело-синей
гамме под впечатлением от творчества Рудольфа Хеймрата и великолепного
собрания музыкальных инструментов Ленинградского Театрального музея, эти
работы стали прекрасными акцентами интерьера. Интересное композиционное
решение включает подчеркнуто фактурный характер верхней части фона гобелена
и традиционное гладкое ткачество изобразительного декора, состоящего из
сложного, но прекрасно организованного переплетения цветов и музыкальных
инструментов.
Старшая дочь Михаила Давидовича и Ольги Алексеевны
Натаревич, Наталья Михайловна, связала свою жизнь с архитектурой.
Работая с 1961 года в институте ЛенНИИпроект, она проектировала жилые и
общественные здания, гостиницы и центры досуга. Однако во время отпуска
из-под ее рук выходят сделанные фломастером и карандашом пейзажи новых
мест, зарисовки понравившихся или просто заинтересовавших зданий, архитектурных
мотивов.
|
|
|
|
|
|
Из путевых впечатлений черпает идеи и ее муж,
Алексей Алексеевич Гавричков. Его черно-белые листы, наполненные
гармонией и музыкальностью, притягивают взгляд необыкновенной живописностью.
Офорты А.А.Гавричкова, несмотря на кажущуюся усложненность, композиционно
решены четко и логично. Их декоративность не грешит перегруженностью деталями,
а наоборот, вызывает определенное настроение, увлекающее в интересное путешествие
по реальности, сплетенной с фантазией художника.
Любовь к линии, детали, рисунку передалась
и сыну Н.М.Натаревич и А.А.Гавричкова, Михаилу Алексеевичу Гавричкову.
Отсюда его интерес к малой графике, изысканность композиций, мелодичность
линий. Однако Михаил не чужд живописи, увлекается экспериментами по созданию
объектов из вторичных ресурсов, поражающих яркостью, броскостью и легкой
наивностью. Его жена Надежда Эверлинг – театральный художник. Отсюда,
вероятно, и разнообразие стилевых приемов ее живописи, увлечение коллажем.
Работы Н.Эверлинг вовлекают зрителя в некую игру, оставляя ему возможность
разгадывать заданные автором загадки.
Молодое поколение художественной династии
Харламов-Натаревич-Вайнман представлено работами Матвея Дмитриевича
Вайнмана и Ксении Михайловны Гавричковой. В их рисунках, еще
ученических, уже чувствуется интерес к натуре, любовь к линии, стремление
связать свою жизнь с искусством. Искусством, с которым сплетены судьбы
предыдущих поколений их семьи.