Несмотря на бушующую интифаду и застойные явления
в экономике, израильтяне, не без некоторого колебания, возвращаются к своему
излюбленному занятию – посещению магазинов и торговых центров. Согласно
социологическому опросу, проведенному на днях сотрудниками института по
изучению общественного мнения "Ротем", в марте текущего года наблюдается
значительный рост так называемого индекса потребительских настроений. По
сравнению с предыдущим месяцем этот показатель вырос на 0,9 процента и
составил 91 процент. По словам генерального директора института Арье Ротема,
речь не идет о принципиальном сдвиге в настроениях израильских покупателей.
Тем не менее наметившаяся в начале нынешнего месяца тенденция однозначно
свидетельствует о том, что граждане нашей страны постепенно приходят в
себя, не желая более откладывать запланированные ими ранее покупки. "Политическая
неопределенность, которая была характерна для израильского общества накануне
досрочных выборов премьер-министра, в сочетании с проблемами в сфере безопасности
привела к тому, что индекс потребительских настроений в феврале был крайне
низок и составлял 90,1 процента", – отметил руководитель института "Ротем".
Но в марте, как показывают результаты проведенного социологами опроса общественного
мнения, израильские торговцы и предприниматели могут рассчитывать на увеличение
покупательского энтузиазма. Почти четверть опрошенных израильтян заявили,
что намерены потратить в марте гораздо больше денег, чем в предыдущем месяце.
Семнадцать процентов полагают, что приобретут товаров и услуг на меньшую
сумму, чем в феврале. Остальные планируют совершить необходимые им покупки,
сохраняя установленные прежде рамки семейного бюджета.
Судя по ответам респондентов, многие жители
нашей страны намерены приобрести в текущем месяце намного больше продуктов
питания, моющих и чистящих средств, а также значительно увеличить свои
расходы на детей. Это объясняется прежде всего тем, что на март выпадает
популярный среди еврейской детворы праздник Пурим. В марте же израильские
домохозяйки активно готовятся к наступлению в начале следующего месяца
пасхальной недели. Тенденция к улучшению потребительских настроений наблюдается
почти во всех сферах сбыта товаров и услуг. Исключение составляют лишь
расходы на косметику и мебель.
По мнению доктора Ротема, существует несколько
основных причин, объясняющих положительный сдвиг в настроениях израильских
покупателей в последнее время. "Многие израильтяне, опасавшиеся ранее прихода
к власти лидера Ликуда, обнаружили, что 7 февраля на Ближнем Востоке не
началась война", - отмечает он. Кроме того, следует взять в расчет некоторые
сезонные факторы, как, например, запланированные на весенний период поездки
за границу после зимнего спада в туристической отрасли, а также приближающийся
период еврейских праздников.
Социологический опрос был проведен в конце
минувшего месяца среди пятисот семей, представляющих все слои еврейского
населения Израиля. Индекс роста потребительских настроений дает представление
о планах покупателей на следующий месяц по десяти основным категориям,
которые составляют 80 процентов от общей суммы ежемесячных расходов среднестатистической
израильской семьи. Речь идет о продуктах питания, моющих и чистящих средствах,
одежде, мебели, домашней утвари, поездках за границу, отдыхе и путешествиях
внутри Израиля, посещении ресторанов, расходах на детей и так называемых
"личных расходах" (здравоохранение, уход за собственным телом, тренажерные
залы и т. п.).