ВОЗВРАТИЛ ТЫ ДУШУ МОЮ…

     …Такое название получила выставка, экспонированная в залах Центра книги и графики на Литейном пр., 55 (“Ами” сообщала о ее открытии).
     24 участника, в основе своей – члены петербургской группы еврейских художников “Пгишот”.
     Не хочется никого выделять, но нельзя не сделать исключения для прекрасного живописца Леона Нисенбаума – художника, воина, на редкость обаятельного человека, ушедшего из жизни осенью этого года…
     Вернисаж явил собой невиданное для последнего времени столпотворение. Здесь была вся “еврейская улица” нашего города.
 

 Группа "Пгишот". Слева направо:
сидят - Л.Берлина, Т.Погорельская, А.Давыдова;
стоят - А.Заславский, А.Зинштейн, Р.Лотош, Г.Лернер,
А.Рохлин, Ф.Лейбович, А.Симуни, М.Хейфец.
 
     Участники выставки были признательны многочисленным журналистам. А редактору “Ами” Я.Цукерману в особенности – за, уже можно сказать, многолетнее внимание к группе “Пгишот”.
     Звучала еврейская музыка, произносились речи, перерезалась ленточка, весело бурлил фуршет (все строго кашерно!); художники, как и обещали в статье выставочного буклета, спели “Иерусалимскую песнь”…
     И теперь, когда снят видеофильм об экспозиции, в ее стенах прошел поэтический вечер, появляются радио- и печатные отклики в СМИ… Когда работники зала сообщают о большом количестве посетителей, чьи положительные отзывы добавляются к добрым словам на открытии… Лишь теперь можно сделать вывод: выставка получилась.
     Более того, она стала этапной – в осознании группы “Пгишот” как полнокровно-самобытного творческого явления. В этом смысле, слова, которые вы прочтете ниже – не только необходимое “информационное обеспечение”. Но, своего рода итог и, хочется верить, - точка отсчета в движении к новым результатам.

* * *

     …Сложная, все-таки, это вещь – душа.
     Жили себе, поживали некие питерские художники: живописцы, графики, скульпторы, текстильщики. За плечами - серьезная профессиональная школа, вокруг – красивейший город, с Эрмитажем и другими сокровищами. Твори, приумножай славу петербургского искусства!
     И творили, приумножали: выставки (в том числе персональные), публикации. Работы приобретались престижными музеями. Только вдруг стали появляться в их произведениях невиданные доселе мотивы. То события первой главы Торы – “Берешит” – получали свою изобразительную интерпретацию. То возникали волнующие картины Страны Израиля. Или – почти ушедший мир “местечек”. А еще – оживали на полотнах и в графике старинные хасидские легенды… (Как раз две последние темы стали главными в сегодняшней экспозиции).
     Если подходить формально, можно утверждать, что активный интерес к своей “еврейской составляющей” начал проявляться с созданием группы “Пгишот” (на иврите – “встречи”), в которую объединились художники несколько лет назад. Но это означало бы спутать причину со следствием.
 

     Все действительно началось со встречи. Встречи Субботы, собравшей, в уютном помещении Еврейского центра искусств и ремесел, тех, кто и раньше стремился почувствовать связь с дедами и прадедами, со всей толщей еврейской религии и традиции, истории и культуры. Вкус хрустящей мацы и найденный в глубине шкафа талит… Черные корешки книг с квадратными серебряными буквами и доносящиеся из детства разговоры взрослых: “Когда первый седер?..” И оттуда же, из детства – многолюдное праздничное застолье, когда дедушка ласково гладит тебя по голове и учит произносить слова молитвы…
     Это продолжало жить в сердцах; потому-то первая совместная встреча Субботы и не стала последней. Мы основали “Пгишот”, - но не для того, чтобы превратиться из русских художников в еврейских. Просто-напросто захотелось опираться при ходьбе на обе ноги, одна из которых, “еврейская”, по причине долгого пребывания в поджатом состоянии сильно затекла, но окончательно, как выяснилось, не онемела…
     С тех пор состоялось уже несколько выставок в Петербурге, а также – в Киеве и Иерусалиме. Летом 1999 года члены группы, независимо от возраста, на три недели превратились в студентов Иерусалимского университета. Но об этой поездке, принесшей массу впечатлений, этюдов, дружеских связей и незабываемых моментов, можно лишь петь. (Что, как отмечалось, и имело место на вернисаже).
     В продолжение сотрудничества Иерусалимский университет внес свой вклад в организацию экспедиции художников по Украине (2000-й год). Знакомство с уцелевшими свидетельствами многовековой еврейской жизни растревожило эмоционально-генетическую память, стало сильным творческим импульсом.
     …Вряд ли стоит акцентировать внимание на отдельных работах и их авторах. Мы всегда надеемся на доброжелательно-вдумчивого зрителя, равноправного участника диалога.
     Большую помощь оказал группе раввин Цви Пински. Без его поддержки, в частности, без долговременных бесед, вводящих в увлекательную глубину хасидизма, выставка просто бы не состоялась. Наше взаимное общение во многом определило, хотя и не сделало узкими ее тематические рамки.
     Спасибо нашим друзьям из российских городов и Израиля, дополнивших петербургских художников на выставке.
     И, конечно же, нельзя не адресовать слова любви директору Центра искусств и ремесел, где и проходят наши “пгишот” – встречи, Георгию Лернеру. Слово “директор” в данном случае мало что объясняет; он – гостеприимный хозяин, добрый дух и рабочая лошадка одновременно.
     А нашим нынешним и будущим зрителям мы неизменно говорим на иврите (считается ведь, что сей древний язык Книги Книг евреи не учат, а вспоминают):

Шалом! Брухим абаим!
Мир Вам! Добро пожаловать!
Александр СИМУНИ

Фото Р.Вежеля, А.Наделя, М.Хейфеца

Сайт создан в системе uCoz