…Такое название получила выставка, экспонированная
в залах Центра книги и графики на Литейном пр., 55 (“Ами” сообщала о ее
открытии).
24 участника, в основе своей – члены петербургской
группы еврейских художников “Пгишот”.
Не хочется никого выделять, но нельзя не сделать
исключения для прекрасного живописца Леона Нисенбаума – художника, воина,
на редкость обаятельного человека, ушедшего из жизни осенью этого года…
Вернисаж явил собой невиданное для последнего
времени столпотворение. Здесь была вся “еврейская улица” нашего города.
сидят - Л.Берлина, Т.Погорельская, А.Давыдова; стоят - А.Заславский, А.Зинштейн, Р.Лотош, Г.Лернер, А.Рохлин, Ф.Лейбович, А.Симуни, М.Хейфец. |
…Сложная, все-таки, это вещь – душа.
Жили себе, поживали некие питерские художники:
живописцы, графики, скульпторы, текстильщики. За плечами - серьезная профессиональная
школа, вокруг – красивейший город, с Эрмитажем и другими сокровищами. Твори,
приумножай славу петербургского искусства!
И творили, приумножали: выставки (в том числе
персональные), публикации. Работы приобретались престижными музеями. Только
вдруг стали появляться в их произведениях невиданные доселе мотивы. То
события первой главы Торы – “Берешит” – получали свою изобразительную интерпретацию.
То возникали волнующие картины Страны Израиля. Или – почти ушедший мир
“местечек”. А еще – оживали на полотнах и в графике старинные хасидские
легенды… (Как раз две последние темы стали главными в сегодняшней экспозиции).
Если подходить формально, можно утверждать,
что активный интерес к своей “еврейской составляющей” начал проявляться
с созданием группы “Пгишот” (на иврите – “встречи”), в которую объединились
художники несколько лет назад. Но это означало бы спутать причину со следствием.
Все действительно началось со встречи. Встречи
Субботы, собравшей, в уютном помещении Еврейского центра искусств и ремесел,
тех, кто и раньше стремился почувствовать связь с дедами и прадедами, со
всей толщей еврейской религии и традиции, истории и культуры. Вкус хрустящей
мацы и найденный в глубине шкафа талит… Черные корешки книг с квадратными
серебряными буквами и доносящиеся из детства разговоры взрослых: “Когда
первый седер?..” И оттуда же, из детства – многолюдное праздничное застолье,
когда дедушка ласково гладит тебя по голове и учит произносить слова молитвы…
Это продолжало жить в сердцах; потому-то первая
совместная встреча Субботы и не стала последней. Мы основали “Пгишот”,
- но не для того, чтобы превратиться из русских художников в еврейских.
Просто-напросто захотелось опираться при ходьбе на обе ноги, одна из которых,
“еврейская”, по причине долгого пребывания в поджатом состоянии сильно
затекла, но окончательно, как выяснилось, не онемела…
С тех пор состоялось уже несколько выставок
в Петербурге, а также – в Киеве и Иерусалиме. Летом 1999 года члены группы,
независимо от возраста, на три недели превратились в студентов Иерусалимского
университета. Но об этой поездке, принесшей массу впечатлений, этюдов,
дружеских связей и незабываемых моментов, можно лишь петь. (Что, как отмечалось,
и имело место на вернисаже).
В продолжение сотрудничества Иерусалимский
университет внес свой вклад в организацию экспедиции художников по Украине
(2000-й год). Знакомство с уцелевшими свидетельствами многовековой еврейской
жизни растревожило эмоционально-генетическую память, стало сильным творческим
импульсом.
…Вряд ли стоит акцентировать внимание на отдельных
работах и их авторах. Мы всегда надеемся на доброжелательно-вдумчивого
зрителя, равноправного участника диалога.
Большую помощь оказал группе раввин Цви Пински.
Без его поддержки, в частности, без долговременных бесед, вводящих в увлекательную
глубину хасидизма, выставка просто бы не состоялась. Наше взаимное общение
во многом определило, хотя и не сделало узкими ее тематические рамки.
Спасибо нашим друзьям из российских городов
и Израиля, дополнивших петербургских художников на выставке.
И, конечно же, нельзя не адресовать слова
любви директору Центра искусств и ремесел, где и проходят наши “пгишот”
– встречи, Георгию Лернеру. Слово “директор” в данном случае мало что объясняет;
он – гостеприимный хозяин, добрый дух и рабочая лошадка одновременно.
А нашим нынешним и будущим зрителям мы неизменно
говорим на иврите (считается ведь, что сей древний язык Книги Книг евреи
не учат, а вспоминают):
Фото Р.Вежеля, А.Наделя, М.Хейфеца