В России проживало немало людей, принадлежащих
к славянской расе, но исповедующих иудаизм. Согласно Галахе, они считали
себя евреями. Это малоизвестная и очень занимательная страница российской
(еврейской?) истории.
Известно, что в XV веке в России имели место
случаи перехода христиан в иудаизм. По велению российского самодержца над
новоявленными евреями была учинена кровавая расправа, а зачинщиков сожгли
на костре.
В 1805 году власти обнаружили 150 "жидовствующих"
в Московской и Тульской губерниях. В 1817 году их лидер, проповедник Милюкин,
обратился к министру внутренних дел с жалобой на преследования местными
властями и христианами. Он просил, чтобы его секте разрешили установить
отношения с еврейскими богословами, поскольку у секты не было доступа к
информации о еврейских традициях и обычаях.
В 1823 году, когда, по оценке российского
правительства, в России уже насчитывалось более 20 000 "жидовствующих",
было принято решение выслать их из губерний, где распространялась их вера.
Всех мужчин забрали в армию, а на иудейские обряды обрезания, свадеб и
похорон наложили строжайший запрет. После 1825 года все деревни "жидовствующих"
были разрушены, а жителей отправили либо в армию, либо в ссылку в Сибирь.
Многие "жидовствующие" крестьяне принимали христианство, но тайно продолжали
исповедовать иудаизм, точно так же, как испанские евреи делали это четырьмя
столетиями раньше.
К концу XIX столетия правительство ослабило
свое давление "в защиту истинной веры". "Жидовствующим" позволили открыто
исповедовать иудаизм, совершать по всем правилам своей веры религиозные
обряды. В 1905 году был издан манифест, который гарантировал свободу религии
всем гражданам России и отменил дискриминацию против "жидовствующих". В
специальном же приложении подчеркивалось, что считать их евреями не следует
и что ограничительные законы против евреев на них не распространяются.
Одним из главных центров "жидовствующих" российских
крестьян была деревня Ильинка в Воронежской области. При советской власти
"жидовствующие" продолжали соблюдать свою веру, работая, как и при царе,
в сельском хозяйстве. В период коллективизации в Ильинке был организован
колхоз под названием "Еврейский колхозник". Интересно, что в этом колхозе
официальным выходным днем была суббота, а не воскресенье. Серьезные испытания
для "жидовствующих" начались во время борьбы с космополитизмом: в 1950
году синагогу закрыли, раввина сослали, а от колхозников потребовали отказа
от их "устарелых" убеждений. Однако даже тогда эти этнически русские (Ивановы,
Петровы, Сидоровы) настаивали, чтобы в пятом пункте советского паспорта
было записано "еврей". Когда эмиграция стала возможной, в начале 1970-х
годов в Израиль уехали первые двадцать семей из Ильинки. Правительство
и раввинат еврейского государства признали их евреями. Ильинцы поселились
в Бейт-Шемете и новом, отдаленном районе Иерусалима Неве-Яаков, где удивили
всех соседей тем, что, не зная иврита, строжайше соблюдали все традиции
и обычаи.
Время шло, и в Израиль переехали тысячи "жидовствующих"
русских. Всех их называют "ильинцами" – по названию деревни, откуда эмигрировали
первые двадцать семей. А российская Ильинка совершенно опустела.
"Ильинцы" так же трудолюбивы, как и их прадеды,
так же свято соблюдают все иудейские традиции, только вместо вина в субботу
они пьют водку. Они терпеть не могут своих бывших соотечественников, приехавших
в Израиль как чистокровные евреи, но не соблюдающих кашрут и работающих
в субботу. Их светловолосые внуки играют со смуглыми потомками марокканских
евреев, говорят только на иврите, потому что русского языка уже не знают.
Они – израильтяне и считают, что живут у себя дома.