Многие люди в той или иной степени подвержены комплексу неполноценности
и жестоко от него страдают. Наверное, всем известно, в чем он выражается:
это негативное отношение к самому себе, постоянный стыд за свои истинные
или мнимые недостатки, болезненная страсть к выискиванию их. Но существует
и комплекс национальной неполноценности, странным образом присущий многим
евреям, в частности, ассимилированным интеллектуалам, и выражается он,
прежде всего, в их отношении к иудаизму.
Одна из главных причина такого комплекса
– удивительная, едва ли не уникальная, способность евреев к мимикрии, особенно
ярко проявляющейся в области культуры. Они как бы перенимают формы и окраску
окружающей среды, уподобляясь другим, более сильным видам.
Способности имитатора, вызванные необходимостью
приспособиться к нееврейскому окружению, в разной мере присущи каждому
еврею, но чрезвычайно усиливаются, если он не унаследовал представления
о своих национальных корнях. В таком случае этот человек вообще перестает
считать себя евреем и делает все возможное, чтобы его не считали евреем
и другие.
Для ассимилированного еврея это стало
не просто мимикрией, к которой он прибегает из прагматических сображений,
но вызвало изменение его внутреннего мира, приведя к отказу от системы
ценностей и образа жизни своего народа.
Он упорствует в этом даже при негативной
реакции господствующего окружения на его усилия, однако его сознательный
отказ от национальной самоидентификаци сам по себе не приводит к ее полному
исчезновению. Какие-то слабые ее проблески все же продолжают мерцать, по
крайней мере, на подсознательном уровне.
Еврей, который полагает, что сроднился
с нееврейской культурой до такой степени, что она стала его естеством,
глубоко в душе все-таки хранит веру в уникальность своего народа. Более
того, он осознает, что эта уникальность обязывает и его, предъявляет к
его поведению особые требования и завышенные стандарты. Парадоксальное
сочетание признания миссии Израиля в мире и отчуждения от собственных корней
почти неизбежно вызывает у него враждебное чувство к еврейству, причем
спектр эмоций при этом крайне широк – от гипертрофированной требовательности
к своим соплеменникам до иступленной ненависти к ним (а в конечном счете,
и к самому себе).
Глубоко укоренившаяся в сознании вера (совершенно
иррациональная и зачастую неосознанная) в избранность Израиля, в его необычайные
способности и возможности приводит к тому, что собственный народ всегда
находится в фокусе внимания таких людей и является для них постоянным объектом
критики. То, что для всего человечества является приемлемой этической нормой,
стандартом поведения, по отношению к избранному народу часто рассматривается
как нечто непростительное и заслуживающее всяческого порицания.
Если самобичевание таких евреев принимает
наиболее острые и крайние формы, то подсознание вытесняет вызвавшие его
реальные причины и весь шквал гнева обрушивается на собственное происхождение.
Это может перерасти в болезненную антипатию к еврейству вообще, а то и
в настоящую ненависть, своего рода аутоантисемитизм.
Страх и подозрительность по отношению к чужакам
порождают, как правило, болезненное отклонение от нормы: ксенофобию. А
когда этих чужаков наделяют к тому же уникальными особенностями, она может
приобрести приобретает самые зловещие формы. Однако антисемитизм амбивалентен:
наряду с ненавистью в нем в неявном виде содержится зависть и благоговение.
К этому смешанному чувству, на проявление которого влияют самые разнообразные
факторы, обусловленные общественной моралью, культурой и социальной ситуацией,
примешана все-таки и некоторая толика стыда – именно поэтому антисемиты
так часто предпринимают попытки самооправдания.
Если кто и оказывается абсолютно свободным
от этой амбивалентности – так это еврей-антисемит. Он презирает свое происхождение
и при этом не чувствует ни тени смущения, не испытывает никакой неловкости,
равно как и необходимости для самооправдания: ведь он сам – еврей. И уже
одного этого достаточно для ненависти к не отпускающему его народу. Только
такой человек и может быть неисправимым, законченным юдофобом, ненавидящим
свой народ, а значит и самого себя – всем сердцем и всей душой.