"Вкус солнечного света" – так
называется спиртной напиток, древний напиток-тотем семьи Зонненштайн. Старинный
рецепт предан забвению. А когда такой хмель выветривается, хорошего не
жди – вот что говорит и показывает Иштван Сабо. Почти по Вен.
Ерофееву – раз хереса нет, приходится отдать должное вымени, времени,
бремени, племени и существительному "путь".
Путь долог – три часа экранного времени посвящены
жизни и судьбе трех поколений семьи Зонненштайн на фоне трагических событий
венгерской истории – война, революция, Холокост. Сага за $20 млн (Канада
– Австрия – Венгрия) с музыкой Мориса Жарра и старым вендерсовским
актером Рюдигером Фоглером в роли порядочного военного посвящается
тем, кто предал. Герои-евреи меняют фамилию, переходят в иную веру, отказываются
помогать землякам, предпочитают государство городу. При этом делают невиданную
карьеру, ревностно служат государю, фехтуют под сенью пышной свастики,
становятся чемпионами мира – чтоб умереть жестоко, больно и бесславно.
Человек, сменивший фамилию, – хуже, чем человек,
утерявший свою тень. Выпав из собственной традиции, он теряет ориентацию
и начинает видеть в вещах то, чего в них нет и не бывало. Уход жены у него
рифмуется с развалом империи и т.д.
Фильм идет долго и скучно, и, следя одним
глазом за сменой костюмов и эпох, поневоле начинаешь припоминать все, что
когда-то знал о Венгрии, ее прелестях, личностях. Помянешь, к примеру,
Белу Лугоши, и тут же на экране промелькнет некий капитан-однофамилец,
член сборной по фехтованию – хорошо.
В фильме нет ни цепких женщин, ни странных
историй, ни хлебных зрелищ, ни даже необходимых пошлостей – все совершенно
черным по белому. Единственным козырем "Солнечного света" могло бы стать
актерство Рэйфа Файнса, исполнителя главных ролей. Не вышло и этого
– а все потому, что, играя трех человек одновременно, он тем самым совершает
серьезный прорыв на карнавальную территорию Аркадия Райкина и Питера
Селлерса. И когда выдающийся лицедей Файнс, успешно изобразив два успения,
появляется перед увлажненными глазами зрителей в третий раз, – тут поневоле
становишься сторонником "Догмы" и ее установок на реальное.
"Вкус солнечного света" не волнует, не греет,
не заражает: он не море, не печка и не чума. Служить ему по ведомству большого
искусства – и только.