Порнографический роман несовершеннолетней девушки и сорокалетнего архитектора.
Первое, что поражает, – абсолютно маргинальный замысел. Похоже, что, создавая
фильм, режиссер всерьез не рассчитывал на аудиторию. Условно все, начиная
с сюжета, заканчивая декорациями. Он и она встречаются и занимаются любовью.
Меняют отель за отелем, без слов, без объяснений в любви.
Абсолютный стилистический аскетизм, желание
играть в пределах и на территории порнографии. При этом эффект противоположный
порно: телесная невозмутимость и гипнотическая летаргия от повторяющихся
соитий и оргазмов.
****
В большом уме режиссера никак не заподозришь, в особой изобретательности
– тем более. Зато налицо эпигонство и расчет. Китчевая интерпретация излюбленной
с начала девяностых темы об умных и непобедимых мафиози, по сравнению с
которыми агенты национальной безопасности – сущие дети. Не лучшая роль
Кевина Спейси – главы мафиозного братства, двоеженца с идеей фикс – доказать,
что он круче национальной гвардии.
**
Еще один исторический раритет, доктор Ганнибал Лектор, извлеченный из нафталина
оскароносным Ридли Скоттом. Исключительно макабрическое продолжение
триллера Демме "Молчания ягнят". Постаревший Лектор (Энтони
Хопкинс) гуляет по улицам Флоренции и трактует интеллектуалам Данте.
Каннибализм становится чем-то вроде хобби и проявляется только после того
как бывший "пациент" Лектора решает сквитаться за увечья, и в результате
сам погибает съеденный свиньями. Потревоженный "маэстро ужаса" берется
за дело и с аристократическим изяществом, вилкой и ножом, под звуки Бетховена
(очевидно позаимствованного из исправительных сцен "Заводного апельсина")
и звон хрустальных бокалов начинает потреблять своих жертв.
Напугать зрителя Скотту удалось на все сто.
По разные стороны океана публика падает в обморок на сеансах "Ганнибала",
а вот убедить, что доктор Лектор – философ-маргинал, а его танатологические
эксперименты – особая трансгрессия, не получилось. Для этого снятых скальпов
мало.
***
Типично голливудская клюква. Для любителей романтических мелодрам с хорошим
концом. Он и она супруги со стажем в пятнадцать лет с двумя детьми. Все
еще любят друг друга без памяти, но не могут провести спокойно и пяти минут.
Он слишком романтичен, она слишком практична. Все резоны для того, чтобы
однажды разойтись, не говоря о том, чтобы надоесть друг другу раз и навсегда.
Однако режиссеру и сценаристам нет дела до правды жизни. В этой пряной
фантазии обоюдная глупость столь же невероятна, как невероятен и финал,
где внезапно прозревшие супруги бросаются друг другу в объятья и клянутся
в вечной любви.
***
Восемь различных призов на различных кинофестивалях.
Победы в номинациях – “лучший зарубежный фильм” и “лучшая режиссура”. Иньярриту:
"Я наконец нашел сюжет, который позволил мне избавиться от кошмарного
страха обыденности. Я хотел одновременно поразить, обласкать, развлечь,
тронуть и спровоцировать". Развлечь, тронуть и обласкать – да. А поразить
и спровоцировать не хватило радикальности.
Сугубо кровавый мексиканский продукт, сочетание угрюмой брутальности и
инфантилизма. Естественно, в аутентичных латиноамериканских декорациях:
липких подворотнях, обшарпанных жилищах клошаров и собачьих клубах. Три
героя – три жертвы любви. Юноши к жене своего брата-бандита. Бомжа – к
революции, топ-модели – к женатому мужчине. За свои страсти герои расплачиваются
по разному: топ-модели ампутируют ногу, юноша оказывается без девушки и
без денег, киллер – без любимой семьи. Миром правит похоть, алчность и
прочие инстинкты. И в этом люди не лучше и не хуже собак.
****
Вопреки официальным восторгам и полученным призам наименее интересное из
всего, что на сегодняшний момент создал Энг Ли. "Крадущийся тигр,
затаившийся дракон" – экспортный и донельзя хрестоматийный вариант
китайской культуры. Китай для американцев, редуцированный до сказочного
эпоса и физкультуры (всех этих летающих монахов, от которых устаешь минут
через двадцать). Сказка о волшебном мече, храброй девушке и Юноше-воине.
Такой Китай доступен всем, включая препубертатную аудиторию.
***