С 17 февраля по 17 марта галерея АРТ-ГАВАНЬ
совместно с Открытой Ассоциацией Современного Искусства (Елена Паршина,
Анатолий Алексеев) представили художественный проект и выставку-акцию
“Образ рыбы. Архетипы и артефакты”, посвященную переходу
эры Рыб в эру Водолея. В проекте участвовало более 50 художников, музыканты,
поэты, ди-джеи. Среди художников такие известные, как Э. Козлов, В.
Тюленев, В. Чиков, В. Обедков, Т. Новиков, А. Медведев, А. Зинштейн.
Из музыкальных коллективов – “Академия тишины”, “Реггистан”, “Новые
композиторы”. Правда, “Новые композиторы” не выступили: публика разошлась,
было уже поздно. Получилось так, что народ больше всего заинтересовался
фуршетом – фаршированной рыбой с водкой. На нечто большее заинтересованности
не хватило.
Образ рыбы, традиционно служивший символом христиан, вызывает множество
ассоциаций. Это и рефлексии Юнга и Райха, но это и обыгрываемая
на открытии тема рыбного дня (то есть дня постного, в который позволена
только рыба). Это и различные сленговые оттенки, вроде армейского термина
салага, переделываемого в салаку, или доминошное восклицание
“Рыба!”.
Адепты “современного искусства” высказывали
желание создать “буддийское пространство”, в то же время сетуя на излишнюю
“официальность” события с перерезанием голубой ленточки и т. п. Однако,
в чем же заключалось “буддийское” настроение, было не вполне ясно. Перформанс
“Академии тишины” создал, конечно, странную атмосферу изысканного “экшн”,
но смысл вступления мог быть истолкован в любом угодном толкующем ключе.
Танцоры-перформеры имитировали биение рыбы, издыхающей на песке. Текст
песни рефреном повторял: “Кто меня не любит, тот лягушкой станет”.
Елена Паршина, координатор Ассоциации, говорит,
что ее влекут не вещи, а их идеи. Средневековая проблематика вещей и идей
вообще очень важна для проекта. Многие картины трактуются организаторами
именно с точки зрения “философии вещи” их авторов. Скажем, метод Валерия
Вальрана рассматривается как “нулевое смещение созерцания вещи”. Сама
Е. Паршина трактует образ рыбы в “ориентализующем” стиле, стремясь переосмыслить
его как символ богатства и процветания. Между тем как генеалогия рыбной
темы возводится еще к “Рыбным лавкам” Снейдерса, а в ХХ веке
к “Красным рыбкам” Матисса.
Выставка получилась большая – занимает весь
третий этаж “Морского вокзала” – и чрезвычайно разнообразная. Для некоторых
молодых радикалов кажется курьезным сочетание в одном помещении строгих
академистов вроде Э. Козлова и “новоакадемистов” вроде Т. Новикова, однако
организаторы считают, что контекст сближает их. Во всяком случае, нигде
больше такого сочетания видеть не приходилось.
Конечно, пафос устроителей, особенно из числа
молодежи, чересчур грандиозен и претендует чуть ли не на очередную мировую
революцию (в данном случае апеллируют к революции информационной). Завершен,
дескать, шеститысячелетний этап истории рода человеческого, начавшийся
неолитической революцией. Прощай, христианство, здравствуй, буддизм. Такие
тексты слишком напоминают хипповские телеги.
В завершение признаюсь, что сам я был приглашен
на акцию в качестве поэта. Поэтические чтения должны были вестись из отдельной
маленькой комнатки по местному телевидению, так, чтобы лицо поэта проецировалось
на экран в зале, а зрители думали бы, что чтец находится далеко отсюда.
По иррациональной логике (или по злому умыслу) техника в нужный момент
отказала. В зале (почти при полном отсутствии публики) еще безумствовали
ди-джеи. А я (почти в одиночестве) напился паленой водки, предупредительно
предоставленной мне с добрым напутствием. Все же надо было залить фаршированную
рыбью голову, которая досталась мне после того, как публика съела остальную
часть.