Со времен завоевания Иерусалима Титом еврейское
сообщество редко переживало периоды большего притеснения, чем в настоящее
время, В некоторых отношениях наше время даже опаснее, например, потому,
что возможность эмиграции сегодня более ограничена, чем тогда.
Все же мы выживем и в этот период, независимо
от того, сколько потерь, сколько горя он принесет. Сообщество, подобное
нашему, которое зиждется главным образом на традициях, может быть подавлено
только извне. Сегодня каждый еврей чувствует, что быть евреем - значит
нести серьезную ответственность не только за собственное общество, но и
за человечество. Быть евреем - значит следовать на практике тем основам
человечности, которые заложены в Библии - основам, без которых ни одно
сообщество людей не может существовать.
Мы встретились сегодня по поводу нашего общего
дела - будущего Палестины. В этот час нужно, прежде всего, подчеркнуть
следующее: иудаизм должен быть благодарен сионизму. Сионистское движение
оживило среди евреев чувство сообщества, выполнив важнейшую организаторскую
роботу, которая по своей практической значимости ни с чем не сравнима.
Созидательная работа в Палестине, в которую внесли свой вклад евреи всего
мира, предохранила большое число наших собратьев от жесточайшей нужды и,
что особенно важно, мобилизовала немалую часть молодежи.
Роковая болезнь нашего времени - шовинизм,
порождающий слепую ненависть. Из-за него наша работа в Палестине оказалась
в крайне трудном положении. Поля, обрабатываемые днем, необходимо охранять
ночью от фанатичных арабских разбойников. Страдает экономика, а дух предпринимательства
чахнет, о чем свидетельствует определенный уровень безработицы (правда,
невысокий по американским стандартам).
Солидарность и твердость, с которыми наши
собратья в Палестине встречают эти трудности, заслуживают восхищения. Добровольные
пожертвования тех, кто имеет работу позволяют держаться на поверхности
безработным. Величие духа евреев Палестины убеждает нас в том, что разум
и спокойствие утвердят себя там окончательно. Каждый знает: мятежи подстрекаются
искусственно... Каждый знает: бандитизм прекратится, если будут прекращены
иностранные субсидии.
Несмотря ни на что, за теми, кто в Палестине,
стоят наши собратья в других странах. Они тоже не падают духом и намерены
решительно и твердо поддерживать общую работу.
Еще одно мнение, личное, по вопросу раздела
Палестины. Я бы предпочел совместную мирную жизнь с арабами на основе разумного
соглашения созданию еврейского государства. Я руководствуюсь не практическими
соображениями - мое понимание сущности иудаизма сопротивляется идее еврейского
государства с границами, армией и институтами светской власти. Я боюсь,
что иудаизму будет нанесен внутренний ущерб - особенно от развития в наших
рядах узкого национализма, против которого мы должны вести борьбу, независимо
от проблемы образования еврейского государства. Мы более не евреи маккавейского
периода. Возвращение к нации в политическом смысле слова было бы эквивалентно
отходу от духовности нашего сообщества, которой мы обязаны гению наших
пророков. Если же мы будем вынуждены, в конце концов, взвалить на себя
эту ношу, давайте понесем ее с тактом и терпением (Выделено ред.).
И последнее слово - по поводу нашего отношения
к миру в широком смысле, на который также распространяется наша еврейская
судьба. Антисемитизм всегда был самым дешевым средством, используемым эгоистическим
меньшинством для обмана народа. Тирания, основанная на обмане и утвержденная
террором, должна неизбежно погибнуть от яда, вырабатываемого ею самой.
Давление аккумулированной несправедливости умножает те моральные силы в
человеке, которые ведут к освобождению и очищению общественной жизни. Пусть
же наше сообщество* своими нуждами и своей работой внесет вклад в раскрепощение
этих освободительных сил.
История преследований еврейского народа почти
невообразима. Но даже на их фоне война, которая ведется сегодня против
нас в Центральной Европе, подпадает под особую категорию. В прошлом нас
преследовали, несмотря на то, что мы были народом Библии. Сегодня нас преследуют
как раз потому, что мы являемся народом этой Книги. Цель - истребить не
только нас, но и тот выраженный в Библии дух, который сделал возможным
расцвет цивилизации в Центральной и Северной Европе. Если эта цель будет
достигнута, Европа станет бесплодной пустыней. Человеческое сообщество
не может долго существовать на основе грубой силы, жестокости, террора
и ненависти.
Только взаимопонимание, справедливость и желание
помочь ближнему гарантируют человеческому сообществу постоянство, а человеку
- уверенность в завтрашнем дне. Ни ум, ни изобретения, ни образование не
заменят этих важнейших качеств человеческого духа.
Много еврейских сообществ было вырвано с корнем
в результате происходящих в Европе сдвигов. Сотни тысяч мужчин, женщин
и детей вынуждены были покинуть свои дома и скитаться в отчаянии по большим
дорогам мира. Трагедия еврейского народа сегодня - это трагедия, отражающая
вызов фундаментальным основам современной цивилизации.
Одним из наиболее трагических последствий
угнетения евреев и других групп является возникновение класса эмигрантов.
Многие выдающиеся деятели науки, искусства и литературы были изгнаны из
стран, которые они обогатили своими талантами. В периоды упадка эти люди
оживляли экономику и культуру, многие были экспертами в различных отраслях
промышленности. Нынешние эмигранты внесли ценный вклад в мировой прогресс.
Они - благодарные гости и готовы внести вклад и в развитие принявших их
стран, Мне говорили, что в Англии эмигранты способствовали предоставлению
рабочих мест 15000 безработным.
Как один из бывших граждан Германии, которому
посчастливилось покинуть эту страну, я знаю, что могу говорить от имени
моих собратьев-эмигрантов как здесь, так и в других странах, могу благодарить
демократии планеты за оказанный нам великолепный прием, Все мы в долгу
у наших новых стран, и каждый из нас делает все возможное, чтобы доказать
нашу благодарность.
Сила сопротивления, которая давала еврейскому
народу возможность выжить в течение тысяч лет, прямо пропорциональна еврейской
приверженности библейским доктринам, регулирующим отношения между людьми.
В эти тревожные годы наша готовность помогать друг другу подвергается особенно
суровой проверке. Каждый из нас должен постараться с честью выдержать это
испытание - только тогда мы сможем считать себя достойными преемниками
наших отцов. Мы не имеем других средств самозащиты, кроме нашей солидарности
и понимания, что дело, за которое мы страдаем - дело важное и священное.