В Израиле Швуэс продолжается один день, за ним
следует Исро Хаг. В диаспоре отмечают и “второй день праздника в рассеянии”.
Происходит это, как объясняет еврейская традиция, “из-за сомнения”.
Тора заповедала нам освящать начало нового
месяца на основании свидетельства двух человек, видевших новую луну, а
не руководствоваться заранее составленным календарем. Раввинский суд устанавливал,
будет новомесячье длиться один день или два. От этого, естественно, зависело,
когда будет праздник. Евреи диаспоры не могли знать, что же постановил
раввинский суд в стране Израиля, и “на всякий случай” ввели второй день
праздника — “из-за сомнения”.
Однако на праздник Швуэс это объяснение не
распространяется, поскольку по его поводу сомнений нет. Он не “привязан”
к определенной дате месяца. В соответствии с указанием Торы праздник выпадает
на пятидесятый день после Песаха. От новомесячья Нисана до Швуэса времени
достаточно для того, чтобы евреи, живущие и за пределами страны Израиля,
получили точные сведения о том, когда был Пейсах. Таким образом, у них
не должно возникать вопроса, когда праздновать Швуэс.
Тем не менее, мудрецы постановили праздновать
Швуэс в диаспоре два дня, чтобы не делать различий между тремя праздниками
Торы.
Этот аспект поднимает Швуэс на особую по сравнению
с другими праздниками высоту. Все другие мы отмечаем на второй день только
потому, что сомневаемся. Швуэс, как нам уже известно, сомнений не оставляет.
Мы знаем, что мудрецы освятили этот день и постановили его праздновать.
В этот день подчеркивается и особая сила,
данная Торой еврейским мудрецам, — устанавливать законы и даже будням придавать
статус праздников. Ведь второй день праздника для диаспоры столь же свят,
как и первый, указанный Торой. Дело в том, что исполнение постановления
мудрецов также является заповедью Торы: “Не сверни ни от чего, что (они)
скажут тебе”. Числовое значение букв (гиматрия) слова “сойфек” — “сомнение”
равно числовому значению букв слова “Амолек”. Как Амолек служил цели охладить
пыл еврейского народа на пути к получению Торы, так и сомнение охлаждает
пыл и веру еврея в Б-га. Во второй день праздника Песах, избавленные от
каких бы то ни было сомнений, мы получаем урок отказа от сойфек и служения
Вс-вышнему со всей силой уверенности.