20 мая в Российском Этнографическом музее
открылась организованная Еврейским общинным центром Санкт-Петербурга при
поддержке Джойнта и Еврейской общинной федерации Кливленда (Огайо, США)
художественная выставка “Петербург-Иерусалим – 2”. Она стала продолжением
акции, начатой ровно год назад и приуроченной дням рождения городов Петербурга
и Иерусалима.
Если представить себе Землю в виде зелено-голубого
шара с белоснежными прожилками гор, то города, созданные человечеством
на протяжении веков, подобны жемчужинам, щедро разбросанным Творцом. Среди
этих городов есть совершенно особенные, которые стали для человечества
символами. К таким городам по праву относятся Петербург и Иерусалим. Находясь
в значительном отдалении друг от друга, в различных климатических и исторических
условиях, каждый из этих городов в свое время был основан благодаря воле
одного человека – град Петра приближается к своему трехсотому дню рождения,
город Давида уже отпраздновал три тысячелетия. Между ними существует особая
связь, связь по рождению, судьбе, сходству и противоположности.
Древние камни, впитавшие солнце Израиля, и
причудливая редакция европейской архитектуры, пропитанная ветрами Балтики,
по своей красоте могут поспорить пожалуй только с калейдоскопом лиц на
их улицах – жителей и туристов со всего мира. Именно люди наделяют город
тем неповторимым духовным обликом, который мы называем “истинно петербургским”
или “истинно иерусалимским”. Иногда между человеком и городом возникают
особые отношения, неразрывная связь, благодаря которой город становится
родным не по праву рождения, а по праву духовного родства. В художественной
среде это духовное родство дало толчок возникновению Витебска Марка Шагала
и Парижа Камиля Писсарро, Петербурга Николая Гоголя и Одессы Исаака Бабеля.
Однако трудно найти еще два таких города, как Петербург и Иерусалим, которые
проживают не одну, а несколько жизней одновременно – литературную, музыкальную,
художественную.
Что для вас Санкт-Петербург? А Иерусалим?
Эти вопросы были вновь заданы петербургским художникам, приглашенным к
участию в выставке “Петербург-Иерусалим – 2”. Как и год назад, выразить
свое восприятие Петербурга и Иерусалима было предложено восьми петербургским
художникам, живописцам, графикам, скульпторам.
Открывает экспозицию цикл работ Михаила Шапиро,
посвященных Иерусалиму. Все они были созданы после его первой поездки в
Израиль в начале девяностых. Избежав общения с родственниками и друзьями,
он ездил по стране, наслаждаясь невиданным колоритом, ритмом и энергетикой
Израиля. Впечатления были настолько сильны, что никогда прежде не рисовавший
дизайнер взял в руки кисти и на одном дыхании стал создавать небольшие
по размеру, необычные по технике исполнения работы. В камерных по формату
полотнах, выполненных маслом, разжиженным до состояния акварели, художнику
удается добиться импрессионистического эффекта, близкого к изложению детского
восприятия действительности.
Совершенно иным эмоциональным содержанием
наполнены работы художника Бориса Борща. Его картины, выполненные мощным
пастозным мазком, насыщены необыкновенной силой и мощью. Но в них нет ничего
героического. Скорее, они пронизаны необыкновенным лиризмом. Вглядываясь
в работы Б. Борща, ловишь себя на ощущении, что присутствуешь при диалоге
художника и города, ведущимся на равных, как между двумя старыми и верными
друзьями, не нуждающимся в третьем собеседнике. Знакомство художника с
Иерусалимом дало толчок к возникновению новой серии работ. Однако здесь
его внимание привлек не городской пейзаж, как в случае с Петербургом, а
окраины города. Удивление и восхищение художника немыслимым сочетанием
величественности и простоты, детскости и глубокой старины города, воплощены
в представленных этюдах.
Если представленные художники в своем творчестве
отталкиваются непосредственно от натуры, то натура для Евгения Блюмкина
лишь повод для очередного всплеска его безудержной фантазии. Никто и никогда
не видел дома в виде рыбы, но, увидев источник вдохновения художника, невозможно
с ним не согласиться. А что такое входная дверь в старом петербургском
доме? Это не просто деревянная перегородка, отделяющая таинство квартиры
от внешнего мира, а девушка, схваченная за талию мощным крюком.
Образное видение позволило создать Евгению
Блюмкину потрясающую по силе работу “Стена плача”. Обычно на художественных
и документальных изображениях этого святого места, мы видим прежде всего
человека, обращающего свои слова к Б-гу. А тут, используя привычные материалы
графика, тушь и перо, художник создает огромную ленту-стену, из которой
проступают лица людей. И не люди вспоминают Стену, а она их. Она как будто
не смогла остаться равнодушной к боли, страданиям и надежде людей, обращающихся
к ней, и пронесла их лица через века.
Пейзажи Иерусалима и Петербурга работы Рената
Фридмана привлекают зрителя своей лиричностью и свежестью передачи впечатлений
полученных художником. Это не просто фиксация той или иной местности, а
лирический портрет, надолго остающийся в образной памяти зрителя.
Скульптор Дмитрий Вайнман представлен серией портретов
выдающихся деятелей театра, литературы и искусства. Начав работать над
образом Михоэлса еще в середине 1960-х годов, мастер продолжал поиск художественного
образа еще долгие годы. Пожалуй, наибольшей образной силы скульптору удалось
достичь в представленной работе 1982 года.
Работы фотографа Михаила Хейфеца хорошо известны
петербургскому зрителю. Однако впервые они представлены как два портрета
– Петербурга и Иерусалима. В них город неразрывно связан с человеком, будь
то девчонки, бегущие под петербургским дождем или молящийся старик у Стены
плача.
Считая живопись особой формой реальности,
Андрей Симонов создает поэтические полотна, где все находится в подвижном
равновесии, откуда невозможно убрать какой-либо элемент, не разрушив целое.
В его работах названия и темы не носят принципиального значения, ибо все,
что создано художником – образы мира в поэтической редакции мастера.
Одним из акцентов экспозиции являются работы
ученика Г. Я. Длугача, основателя “Эрмитажной школы”, Рашида Алмаметова,
представившего свои работы с оптическим стеклом. Используя современную
технологию, он создает уникальные композиционные портреты людей, ставшими
символами еврейской мудрости – Моисея, Давида, Любавичского ребе М.-М.
Шнеерсона.