ПУТИ Г-СПОДНИ: ИУДАИЗМ  И  ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ

     Авром Бен Мордехай говорит, что уже в старших классах, а потом и в колледже ему приходилось учиться скрытности. Его детство прошло в хасидской среде, образование он получал в ешивах, и поэтому долгое время он вел двойную жизнь. Один Авром был хорошим религиозным мальчиком, другой – гомосексуалом, вечно очарованным окружавшими его ребятами. И он не мог поделиться ни с раввинами, ни с родителями, ни с друзьями своими желаниями и фантазиями, не оставлявшими его ни на минуту.
     Авром скрывал свои ощущения, завидовал другим ребятам, обладавшим качествами, которых не было у него самого, – мужественностью и свойственными ей манерами. Авром не говорил никому о трудностях, связанных у него с иудаизмом, играя роль более или менее религиозного человека, в зависимости от ситуации.
     В те времена не было организации, куда бы он мог обратиться. И потому, увидев маленькую рекламку на задах нью-йоркского магазинчика, приглашающую геев, желающих открыться, Авром позвонил по указанному телефону.
     Сегодня Авром Бен Мордехай прекрасный семьянин, преданный своей замечательной жене.
     А в недавнем номере небольшого семейного журнала “Где, что, когда?” ортодоксальной общины Балтимора появилась аналогичная реклама. В ней говорилось о новой организации “Возможности Торы к исцелению и изменению”, которая предлагала поддержку родителям, обеспокоенным склонностью своих детей к гомосексуальности. Опубликованное в журнале объявление гарантировало полную конфиденциальность и помощь местных ортодоксальных раввинов.
     Терапевтическую программу сексуальной переориентации основали два местных клинических психолога, ортодоксы Авива Уэйсборд и Мартин Корецкий. Они поняли, что местные евреи нуждаются в альтернативе уже существующей программе, направленной на то, чтобы гомосексуалы не стеснялись своей сексуальной ориентации.
     Импульсом для создания этого проекта оказалась еврейская женщина, которая, став более религиозной, уже не могла сочетать свою лесбийскую ориентацию с иудаизмом. Ее внутренний конфликт достиг наивысшей точки, когда она поняла, что психиатрическое сообщество не способно предложить ей способа идти по пути, к которому она так стремилась, – вести гетеросексуальную жизнь, согласно принципам Торы.
     Д-р Уэйсборд и д-р Корецкий считают, что, если человек действительно хочет изменить свою сексуальную ориентацию, он способен это сделать. Тип терапии, который они предлагают, относится к типу “компенсационной или переходной”, дающей человеку лишь возможность выбрать тот образ жизни, который они хотят. Уже действует много христианских программ, предлагающих такого же рода терапию и поддержку, но в еврейской общине их пока очень мало.
     Первой организацией национального масштаба, которая, в соответствии с принципами Торы, помогает мужчинам и женщинам побороть пристрастие к представителям своего пола, стала программа Нью-Джерси “Евреи, предлагающие новые альтернативы гомосексуальности” (ЕПНАГ). Уэйсборд и Корецкий надеются создать нечто подобное в Балтиморе. В августе прошлого года д-р Корецкий принял участие во встрече Американской ассоциации психологов (ААП), где впервые в ее истории отдельное заседание было посвящено проблеме сексуальной ориентации. Оно было озаглавлено “Геи, экс-геи, экс-экс-геи. Ключевые религиозные и этические аспекты”. На этом заседании два психолога представили свою точку зрения на возможность сексуальной переориентации, а двое других рассказали о терапии, поддерживающей, утверждающей гомосексуалов в своей ориентации.
     “Знаменательно то, что все выступающие вели себя очень вежливо и цивилизованно, – вспоминает д-р Корецкий. – Но ведь ААП была закрыта для обсуждения этой проблемы в течение многих лет. Самым важным стал достигнутый компромисс – обе стороны согласились, что индивидуум имеет право искать то лечение, которое предпочитает. Другими словами, никто не может давать указание: “ты должен делать так или эдак”. Напротив, человек должен решать сам: “я так чувствую, вот кем я хочу быть”, и профессионал обязан уважать это решение.
     Эта дискуссия впервые была поднята 28 лет назад, после чего гомосексуальность была исключена из Справочника по диагностике и статистике умственных расстройств, в котором определены диагностические критерии всех психических нарушений. Программа, создаваемая докторами Уэйсборд и Корецким, сейчас стоит перед массой трудностей, в числе которых определение гомосексуальности, политическая реакция и дезинформация.
     Эд Коби, председатель межрелигиозной коалиции Мэриленда, убежден, что человек не может изменить свою сексуальную ориентацию. Эта коалиция работает с общинами самой разной религиозной направленности, помогая им стать более терпимыми к геям, лесбиянкам, бисексуалам и транссексуалам. Он считает нечестными программы сексуальной переориентации. “Если программа заявляет, “мы знаем, что ты навсегда останешься геем, но мы поможем тебе изменить свое поведение, чтобы вести гетеросексуальную жизнь”, я могу это принять. Но ведь они обещают, что чувствование изменится, а это неправда”.
     Однако Артур Гольдберг, член совета ЕПНАГ, с этим мнением не согласен. Он объяснил, что Тора предлагает гомосексуалам путь тшувы – покаяния. Тора утверждает, что гомосексуалы “сбились с пути”, продолжает Гольдберг, а потому способны изменить свое поведение. По его мнению, очень важно найти еврейский голос, который смог бы ясно сформулировать эту позицию.
     “Ортодоксальная община запрятала эту проблему в дальний угол, а реформистская всегда приветствовала гомосексуалов, – сказал Гольдберг. – Существует очень много дезинформации и очень мало изданных материалов в поддержку понимающего и при этом твердого еврейского ответа. Наше общество – как гомосексуальные, так и гетеросексуальные общины – страдает сексуальным нарушением. Те, кто старается жить по законам Б-га, кто в беде, должны иметь выбор. Коль скоро говорят, что от гомосексуальной направленности можно избавиться, человеку должна быть дана возможность проделать путь к исцелению”.
     И д-р Уэйсборд, и д-р Корецкий признают, что гомосексуальность – это очень болезненная проблема. Они понимают, что люди боятся открыто ее обсуждать. Уэйсборд считает, что быть хорошим евреем – значит, заботиться о каждом еврее общины. А потому она тверда в своем намерении помочь гомосексуалам преодолевать испытываемую ими боль.

Дебора Уалик,
The Baltimore Jewish Times; JTA
Сайт создан в системе uCoz