В ПОИСКАХ УТРАЧЕННЫХ
ЧУВСТВ, или
КАНАДСКИЕ ГРЕЗЫ
ПОДЕСВЫ
ПЯТЬ ЧУВСТВ /
THE FIVE SENSES
(США, 1999)
Реж. Джереми Подесва
Потеря чувствительности – последний декадентский
миф закатившегося столетия, утилизированный новой волной soft-интеллектуалов.
Пораженчество, маргинализм, риторика обреченности – новые стратегии gentle
people в условиях искусственного рая. Вслед за мифологическим автором умирает
герой. В медицинском свидетельстве причина смерти указана как "тотальная
анемия".
Уже справлены все ритуалы по усопшему, и последний,
изрядно оплаканный, лежит в гробу. Однако похороны затянулись, и усопший
вот-вот воскреснет, так и не успев по-настоящему умереть. Свидетели, зафиксировавшие
символическую смерть, зафиксируют и столь же символическое воскресение.
Но это в будущем, а пока спектакль утраты разыгрывается на наших глазах,
не потеряв ни драматической достоверности, ни очарования новизны.
"Пять чувств" канадца Джереми Подесвы
– фильм-диагноз современному человеку, утратившему способность чувствовать
(по Подесве – любить). Каждый из героев – фигурант одного из "утраченных"
чувств.
Окулист Ричард (слух) погружается в безмолвие и
собирает коллекцию образов (крик детей, журчание водопада и пр.), чтобы
услышать их уже из "страны глухих". Рона, дизайнер-кондитер (вкус), делает
безупречно красивые и столь же безвкусные торты. Массажистка Руфь (осязание)
после смерти мужа в глубокой эмоциональной депрессии. Касаясь людей, она
не в силах по-настоящему "прикоснуться" ни к одному из них. Ее дочь, близорукая
вуайеристка Рэйчел (зрение), способна получать удовольствие, лишь наблюдая
за другими. Профессиональный уборщик-гомосексуалист Роберт (обоняние) уже
давно не чувствует запаха (любви естественно). Формально все истории связаны
пропажей маленькой девочки, случайно оставленной в парке.
Подесве исключительно удается тональность
перманентной летаргии. От чувств и вещей остались только названия. Искусственно
и доведено до символического предела все, вплоть до комнатного пространства.
Глаз скользит с предмета на предмет, не встречая препятствий на своем пути.
В этих стерильных интерьерах любой жест неприлично витален. Все напоминает
музей, где вещи потеряли функциональность и оставлены раз и навсегда напоминанием
о собственном присутствии.
Удивительно, что у этой "более странной, чем
рай" реальности находится "рецепт". Невозможно представить себе благополучную
гавань, к которой причалит этот одинокий ковчег. Однако Подесва, озабоченный
не правдоподобием, а схемой (провести героев через страдание и обрести
утраченные чувства), с легкостью разрешает повествование неожиданным хэппи-эндом.
Пропавшая девочка находится, окулист обретает возлюбленную, научившую его
слышать по-новому.
У эзотерического факира Шьямалана в
соседней Канаде оказался собрат по оружию! Шьямалан легко разрешает проблему
эзотерическим шестым чувством, а Подеcва просто реализует метафору. Уборщик
получает флакон духов от семейной пары парфюмеров. Новые духи и есть запах
любви, который последний так долго искал. Каждому или почти каждому нашлось
место в этом раю.
Чувства вернулись к своим обладателям и зажили
прежней, счастливой жизнью. Зрители получили еще одну утопию в духе Шьямалана.
Пациент и не думал умирать, только вяло имитировал смерть, а в соответствующей
сцене, как и положено по сценарию, ожил.
После Подесвы даже переслащенный "Американский
пирог" Вейтца кажется верхом реализма. Во всяком случае,
в его специфическом контексте инфляции любовного языка. Тинэйджерам из
"American pie" проще удовлетворить любимую по Камасутре,
чем произнести "Я тебя люблю", а героям Кар-Вая сесть, обнявшись,
на мотоцикл или обменяться песней в музыкальной машине-автомате. Когда
слова скомпрометированы, подмена языка жестом выглядит эмпирической данностью,
а потеря-возвращение чувств Подесвы – партикулярной инженерией, бессмысленным
паллиативом.
В ожидании вечности любовники обживают новые
руины. А до той поры любое сказанное слово – ложь.
ВЫШЛИ НА ВИДЕО
СПРЯТАТЬСЯ НЕГДЕ /
NOWHERE TO HIDE
Южная Корея, 2000
Реж. Ли Мен Се
Бессмысленно кровавый и столь же маньеристский
продукт корейского производства. Налицо все атрибуты "прогрессивного стиля"
– клиповый монтаж, стилистическая цитатность и, конечно же, кровавые восточные
поединки с потерей гравитации. Сюжет как обычно не столь уж важен. Главное
– спецэффекты.
**
ГЕНРИ ФУЛ /
HENRY FOOL
США, 1998
Реж. Хэл Хартли
Столь же поэтическая, сколь и трэшевая новелла
о творчестве и влиянии. До встречи с Генри Фулом мусорщика Саймона считали
дебилом. Маргинальный писатель педофил Генри открыл в нем великого поэта.
Сам же по прихоти судьбы оказался обычным графоманом.
*****
ОБНАЖЕННАЯ МАХА /
VOLAVERUNT
Испания, 2000
Реж. Бигас Луна
Еще одна версия отношений Франсиско Гойи и
герцогини Альба, в которой самому Гойе отведена роль статиста. Художник
– скорее, свидетель, чем действующее лицо в интриге, главными героями которой
являются премьер-министр и его любовницы.
Классический пример костюмной драмы с детективным
сюжетом, интересной разве что в этнографическом отношении, с точки зрения
педантично реконструируемого антуража.
**
МОСКВА
Россия, 2000
Реж. Александр Зельдович
Ироническая деконструкция классики под патронажем
В. Сорокина и А. Зельдовича.
Римейк чеховских "Трех сестер",
перекочевавших в Москву 90-х. Реализовавшаяся мечта ("В Москву, в Москву!")
предстала бодрияровским симулякром. Бессмысленным символическим знаком
без референта, географической пустыней, насквозь пропахшей смертью, лениво
поглощающей новорусских Лопахиных постперестроечного разлива.
***
Виктория СМИРНОВА-МАЙЗЕЛЬ
Сайт создан в системе
uCoz