Недавно вышел на экраны новый художественный
фильм Александра Сокурова "Телец". Режиссер развил в нем
волнующую его тему – личность и трагедия власти. Эта лента – повествование
о двух днях из жизни тяжело больного Ленина, когда в 1922 году вождь революции,
отстраненный от государственных дел, жил в Горках.
Публика, которая, как ни странно, представляет
все социальные и возрастные пласты, реагирует на фильм по-разному: бабушки-сталинистки
умиляются, молодежь прикалывается. Действительно, когда просматриваешь
ленту, не покидает ощущение, что Сокуров экранизировал анекдоты про Ленина,
выстроив на их основе свой сюжет. Нет-нет, но при виде Ленина в исполнении
питерского актера Леонида Мозгового, который в предыдущем фильме
мэтра "Молох" создал образ Гитлера, так и вспоминается фольклорное:
"Товагищи, геволюция отменяется. Товагищ Дегжинский "Авгогу" на гыбалку
угнал". Хотя наигранная здесь картавость в фильме отсутствует, от чего
он только выигрывает, потому что не отвлекает внимания, не раздражает тривиальностью,
а главное, создается новый, неизвестный и непривычный образ самого человечного
человека. На этот образ работает и цветовая эстетика фильма. Он снят в
той же гамме, что и "Молох".
“Изобразительно "Телец" очень похож на "Молох",
но еще более изощрен, – пишут "Ведомости" – А диалоги, как ни странно,
моментами приобретают настоящее тарантиновское звучание, и зал разражается
смехом и аплодисментами, хотя фильм этот никоим образом не комедия”. Блеклые,
тусклые полутона в подсознании рисуют незнакомый образ Ленина: больного
и ненужного практически никому человека, собравшего в своих руках беспредельную
власть и получившего от нее же смертельный удар. Может, это предупреждение
ныне живущим политикам? Кто-то из поклонников сказал: "Это гениально".
Фразу подхватили, и понеслось.
Надо заметить, что "Телец" задуман Сокуровым
как вторая часть его тетралогии о людях власти в ХХ веке.
Фильм представляет кинематограф России на
Международном кинофестивале в Каннах.