7 апреля произошло два события. Открылась выставка
Евгения Тыкоцкого в Музее нонконформистского искусства и закрылась
выставка Василия Голубева в галерее “Борей”, которая называлась
“Клуб застенчивых антисемитов”. Два взгляда, две позиции
по одной теме, впрочем, картины Голубева, скорее, о России и русском. Евгений
Тыкоцкий, считающий учителем Чарли Чаплина и испытавший заметное
влияние Шагала, дает образчик типично еврейской живописи. Яркость,
пестрота, цветовая насыщенность и произвольность цвета (зеленое лицо девушки,
черный петух) в сочетании со странностью, сюрреалистичностью сюжетики создают
впечатление чего-то мечтательного, вязкого, “своего”. Персонажи в массе
худы, заворожены какой-то необъятной тайной. Тогда как собственно пятно,
фактура – типичный авангард, несмотря на фигуративность.
В краткой речи на вернисаже Тыкоцкий признался:
“Я всегда выбираю самую маленькую, самую злобненькую музу”, – на что сразу
получил ответ какой-то ценительницы: “Нет, Женя, музы должны быть упитанными”.
Что ж, вопрос о худобе, или упитанности, муз, вероятно, вечен.
В картинах Голубева, собранных под эгидой
антисемитизма, на первый взгляд, ничего антисемитского не обнаруживается.
В основном это тусклые маловыразительные сценки из советской действительности,
напоминающие о концептуализме. Но в том-то и дело, что в них, в отличие
от безликих индустриальных пейзажей Комара и Меламида, оживает
и шевелится некая донная советская (и постсоветская) мифология: малая мифология
коммунальных сплетен и подсознательных комплексов. “Легенды о злом
лилипуте” – страшный карлик с бубенчиками сгоняет оркестр с консерваторской
сцены, в ужасе разбегаются и зрители. Лишь двое задумчивых мужчин на балконе
застывают с лицами, пронзенными мучительной догадкой... “Стрельба
в журналиста” – обычный советский тир, дремлющий служитель, мужчина
помогает спутнице прицелиться. “Путешествие Хомы Брута” –
на фоне ног спешащих прохожих некий шизоид ползет, очерчивая вокруг себя
меловые круги... В последнем зальчике “Борея” экспозиция заканчивалась
комиксом под названием “фильм ужасов”.
Третья выставка, касающаяся еврейского вопроса,
еще продолжала висеть в малой галерее “тупых” “Паразит” в коридоре “Борея”.
“Тупые” продолжают эксплуатировать свою излюбленную фишку “Евреи,
вернитесь в Россию”. На этот раз идея получила пластическое выражение
в форме плаката. На нем русская красавица в кокошнике протягивает хлеб-соль
гипотетическим евреям. О прилагающемся к плакату списке известных евреев,
принесших пользу русскому государству, мы уже писали в предыдущем номере.